История легендарного советского внедорожника началась в 1948 году с появления первых опытных образцов, носивших гордое имя «Труженик». Однако путь к конвейеру занял целых пять лет, и лишь в 1953 году, в начале новой эпохи для страны, ГАЗ-69 поступил в серийное производство.
Между трудом и войной
Хотя изначально машина проектировалась как универсальный работник, её главным заказчиком стала армия, что вполне оправдывало бы второе рабочее название — «Воин». Однако официально автомобиль так и остался без имени, уступив место народному творчеству. За свою прыгучесть на неровностях, обусловленную жёсткой подвеской, ГАЗ-69 быстро получил прозвища «козёл» или более ласковое «козочка». Эти имена навсегда стали его визитной карточкой.

Базовый восьмиместный автомобиль ГАЗ-69.
Создатели автомобиля, призванного заменить устаревший ГАЗ-67, вряд ли предполагали, что их детище продержится на конвейере без малого четверть века, став настоящим долгожителем.
Эволюция комфорта: от Горького до Ульяновска
В отличие от своего предшественника ГАЗ-67, который был, по сути, довоенной разработкой, и знаменитого американского «Виллиса», ГАЗ-69 предлагал невиданный для советского внедорожника уровень комфорта. У него появились двери с брезентовыми бортами, электрические стеклоочистители и даже отопитель салона.
Технически автомобиль также шагнул далеко вперёд: в его конструкции использовались амортизаторы двойного действия и трёхступенчатая коробка передач с синхронизаторами на второй и третьей скорости. Сердцем машины стал 2.1-литровый двигатель мощностью 52 л.с., позаимствованный у легковушки «Победа». Хорошую проходимость обеспечивал понижающий ряд в раздаточной коробке и главная передача с передаточным числом 2,78.
Интересно, что на Горьковском автозаводе «козла» выпускали всего три года. Уже в 1956 году производство было полностью передано на Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). Несмотря на смену локации, официальное название ГАЗ-69 сохранилось, хотя со временем на капоте появилась надпись «УАЗ».
Народная мечта, доступная не всем
ГАЗ-69 стал первым в СССР серийным полноприводным автомобилем, который изначально выпускался в двух версиях. Основная, ГАЗ-69, была восьмиместным утилитарным вездеходом со скамейками вдоль бортов, которые можно было снять для перевозки грузов. В 1954 году появилась «командирская» модификация ГАЗ-69А — пятиместный автомобиль с четырёхдверным кузовом и относительно комфортабельным задним диваном. Она предназначалась для офицеров, руководителей колхозов и районных властей.
К сожалению для многих советских граждан, ГАЗ-69 не поступал в свободную продажу. Он оставался служебной машиной, и заполучить его в личное пользование было почти нереально. Исключения, вроде писателя Михаила Шолохова, лишь подчёркивали правило. Тем не менее, мечта о собственном «козлике» жила в сердцах тысяч людей, особенно тех, кто ценил активный отдых на природе.
Те немногие счастливчики, которым удавалось приобрести подержанный экземпляр по специальному разрешению, сталкивались с необычными проблемами. Например, ни капот, ни двери, ни багажное отделение не имели замков. Владельцам приходилось проявлять смекалку: на водительскую дверь ставили простейший замок, а остальные запирали изнутри на защёлки, похожие на те, что использовались в квартирных санузлах. Брезентовая крыша также была не лучшим решением для сурового климата, поэтому многие умельцы самостоятельно мастерили жёсткие крыши из фанеры, жести и деревянных реек, часто создавая конструкции, напоминавшие серийные полицейские фургоны.
Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Так назывался командирский пятиместный автомобиль ГАЗ-69А.
Мир модификаций: чего только не было!
Универсальность шасси ГАЗ-69 породила огромное количество опытных и мелкосерийных модификаций. Помимо серийно выпускавшейся амфибии ГАЗ-46 (МАВ) и полноприводного универсала ГАЗ-М72 на агрегатах «Победы», существовали самые причудливые проекты. По указанию Н.С. Хрущёва, желавшего получить автомобиль, способный ездить «туда, куда ходят олени», создавались машины на гусеницах, лыжах и даже на огромных колёсах со фрезами для снега.
По всей стране различные мастерские и заводы переделывали «козлов» в уборочные машины для Москвы, необычные пожарные автомобили для «Артека» и, конечно, в закрытые фургоны для милиции. Одними из самых элегантных были универсалы, созданные в Эстонии: изящный ТА-24 Тартуского завода и просторный гибрид с элементами кузова от ГАЗ-52.

Полицейские машины с жесткой крышей производились в местных ремонтных мастерских.

Эстонский ТА-24 на базе ГАЗ-69А.

Эстонский гибрид ГАЗ-69 и ГАЗ-52.
Международное признание и копии
«Козёл» оказался востребован не только в СССР, но и за рубежом, экспортируясь в более чем 50 стран. Для экспорта даже выпускались версии 69М и 69АМ с более мощными двигателями. В разных странах автомобиль адаптировали под местные условия: в Исландии для него строили капитальные закрытые кузова и даже пожарные машины с удлинённой базой, а в Сирии на советском шасси собирали автомобили, внешне напоминавшие Land Rover, под названием «Ульяновец».

Пожарная машина из Исландии.

Сирийский труп на советском шасси.
Настоящим признанием стала лицензионная копия ГАЗ-69, которая с 1957 года выпускалась в Румынии под маркой ARO. Хотя румынские автомобили быстро обзавелись собственными двигателями и доработками, они сохраняли узнаваемый облик советского прототипа вплоть до 1977 года.
Прыжок в историю и второе рождение
Со временем, списавшись со службы, многие «козлы» попали в частные руки, где энтузиасты подвергали их тюнингу, устанавливая современные агрегаты и видоизменяя кузова. Но сегодня наибольшую ценность представляют именно оригинальные, бережно восстановленные экземпляры — с аутентичным брезентовым верхом, спартанским салоном и характерной «прыгучестью». Трудно было представить 70 лет назад, что этот простой и неприхотливый труженик станет объектом любви коллекционеров и живой легендой отечественного автопрома.
Источник
Изобретения автомобильной техники СССР Длинный пост 0Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «Труженика» до «козла»: история легендарного ГАЗ-69.

