В то время как мировой автопром начинает пересматривать свои амбициозные планы по переходу на электромобили, в России эта тема, наоборот, набирает обороты. Американские гиганты, такие как Ford и General Motors, сокращают инвестиции и производство электрокаров, столкнувшись с падением спроса и экономическими сложностями. Однако российские производители и инвесторы продолжают активно развивать это направление. Портал «АвтоВзгляд» решил разобраться в этом парадоксе, посетив, в частности, Липецкий завод «Моторинвест», где собирают электромобили под маркой Evolute.
Мировой контекст: спад эйфории
За рубежом первоначальный ажиотаж вокруг электромобилей постепенно сменяется более трезвой оценкой. Потребители осознают, что «зелёный» транспорт зачастую оказывается значительно дороже как при покупке, так и в процессе эксплуатации по сравнению с машинами на традиционном топливе. Автодилеры в США и Европе отмечают переполнение складов нереализованными электрокарами, что заставляет их пересматривать стратегии. Кроме того, под вопросом и экологичность такого транспорта, если учесть углеродный след от производства аккумуляторов и генерации электроэнергии, которая во многих странах всё ещё зависит от ископаемого топлива.
Обратите внимание: «Электрички» стоят космических денег.
Российская реальность: инвестиции вопреки логике?
Несмотря на глобальные тренды, в России появляются новые электромобильные проекты: от электрических «Москвичей» и LADA до стартапа «Атом» и флагмана рынка — липецких Evolute. При этом рыночная доля электрокаров в общих продажах остаётся крайне низкой, не превышая одного процента. Это говорит о том, что массового потребительского спроса пока нет, а продажи часто поддерживаются за счёт госзаказов или корпоративных программ.
Стратегический ход или вынужденная мера?
Возникает закономерный вопрос: зачем тогда вкладываться в заведомо непопулярный и убыточный сегмент? Ответ, возможно, кроется в долгосрочной стратегии. Как выяснилось, Липецкий завод «Моторинвест», начав с электромобилей на базе китайских Dongfeng, уже анонсировал планы по выпуску моделей с обычными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Это наводит на мысль, что первоначальный фокус на электрокары мог быть тактическим шагом.
Целью могло стать быстрое налаживание сотрудничества с восточными партнёрами и создание производственной платформы. Начав с относительно простого (хотя и не самого востребованного) электромобильного проекта, компания получает технологии, налаживает логистику и производственные цепочки. Впоследствии это позволяет относительно легко перейти к выпуску более привычных и коммерчески успешных автомобилей с ДВС, используя уже созданную инфраструктуру и партнёрские отношения.
Таким образом, увлечение электромобилями в российском автопроме может быть не самоцелью, а промежуточным звеном для возрождения и развития производства автомобилей с традиционными двигателями в новых геополитических условиях.
Более подробный анализ этой теории можно услышать в следующем выпуске подкаста портала «АвтоВзгляд».
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: «Электрички», как шаг к… ДВС.
