В СССР автолюбители редко углублялись в технические тонкости своих машин, и на то были веские причины. Хронический дефицит запчастей и отсутствие качественного сервиса превращали даже простое поддержание автомобиля в рабочем состоянии в настоящий подвиг. Тем не менее, народная смекалка находила выход. Например, владельцы «Москвичей» и «Волг» нередко заменяли капризные карбюраторы К-126 на более надёжные «жигулёвские» ДААЗ. Те, кто использовал легковушку как грузовик, усиливали задние пружины подвески. Однако настоящий простор для творчества открывался не в технической, а в эстетической сфере. Украшение новых автомобилей было куда более распространённым явлением, чем доработки «железа», и мода на тюнинг менялась каждое десятилетие, порой принимая масштабы настоящей эпидемии.

ВАЗ-2106 («Шестёрка»), стилизованная по всем канонам конца 1970-х. В комплекте даже импортные диски и шины — предмет гордости и зависти современников.
ЭТО ЕЩЕ ЦВЕТЫ: Зарождение моды в салоне
Всё началось в 1960-е с неожиданного бума на плетёные чехлы для руля. Их делали из материала, похожего на цветные провода в изоляции. Эта «красота», вероятно, была продуктом кустарных артелей и массово продавалась на рынках.

Характерные элементы тюнинга салона начала 1970-х: тесьма на руле и декоративная ручка на рычаге КПП в виде цветка.
Чехлы были не просто украшением — тонкие и гладкие рули того времени они делали более удобными. Позже, в 1970-е, им на смену пришли символы престижа: меховые чехлы на сиденья и ворсистые «баранки». Однако эта «роскошь» быстро теряла вид, покрываясь пылью и засаливаясь. Не менее популярны были причудливые ручки на рычаге коробки передач — с розами, ящерицами или пауками. Завершал образ салона обязательный талисман, болтающийся на длинной верёвочке перед лобовым стеклом.

Странные, но невероятно модные в своё время шторки на заднем стекле.
БЛЕСК И ЧЕРНОТА: Внешний лоск и западные веяния
1970-е ознаменовались повальным увлечением блестящим декором. На машины клеили молдинги — как от других моделей (например, от ВАЗовских «шестёрок»), так и самодельные. Писком моды считались массивные хромированные «олени» с багажников старых «Волг» ГАЗ-21, которые перекочёвывали на капоты «Москвичей», новых «Волг» ГАЗ-24 и даже «Запорожцев». Однако к концу десятилетия тренд сменился на прямо противоположный: с Запада пришла мода на чёрную отделку. Её отголоски видны в дизайне серийных ВАЗ-2105 или «Москвича-2140». Но энтузиастам этого было мало — они самостоятельно оклеивали кузова чёрными молдингами, часто с латинскими надписями, что порой смотрелось довольно стильно.
Обратите внимание: Какие аксессуары выбрать для новой машины?.

«Победа» с богатым набором хромированных элементов, а также передняя часть «Волги» ГАЗ-21 — наглядная иллюстрация эпохи блеска.
Владельцы «Жигулей» охотно ставили на свои машины массивные алюминиевые бамперы от экспортных ВАЗ-2106. Практически обязательным атрибутом стал широкий солнцезащитный козырёк над лобовым стеклом с гордой надписью «Autоexport», «Rally» или «Sport». Параллельно набирали популярность шторки на заднем стекле, идею которых позаимствовали у правительственных «Чайки» и «Волги». А следом в моду вошли загадочные плетёные «занавески» и пластиковые решётки сомнительной эстетики.

«Волга» ГАЗ-24 с четырьмя фарами — заводская идея, которую в жизнь воплотили сами автовладельцы.
СВЕТ И ЗВУК: Функциональный и не очень тюнинг
Советский тюнинг часто преследовал и практические цели. Из-за слабой штатной светотехники многих автомобилей («Победа», ГАЗ-21, «Москвичи» 60-х) огромной популярностью пользовались дополнительные противотуманные фары. Иногда их врезали прямо в решётку радиатора. Четыре фары на «Волге» ГАЗ-24 смотрелись настолько гармонично, что многие владельцы устанавливали их самостоятельно, хотя завод такого варианта и не предлагал. Однако часто дополнительные фары превращались в чистое украшение — их накрывали стилизованными крышками с иностранными надписями, которые уже никогда не снимали.

«Волга» ГАЗ-24 — эталон советского тюнинга: хромированные накладки на арках, «олень» с ГАЗ-21 и другие аксессуары. Кажется, здесь собрано всё, что только можно было придумать.
Не осталась без внимания и аудиосистема. В моду вошли гигантские выдвижные антенны, которые крепили на бампер. Их эффективность в качестве приёмника была под вопросом, но выглядели они впечатляюще. Чтобы длинная антенна не хлестала по кузову, её конец часто привязывали к желобу крыши, создавая модный «бантик». Что касается владельцев действительно старых автомобилей, то их «тюнинг» был куда более основательным и заключался в поддержании жизни ретро-машин с помощью запчастей от более новых моделей — практика, которую сегодня иногда называют «колхозом», но которая имеет свою уникальную историю и логику.
Источник
Автомобильное оборудованиеТюнинг-изобретенияСССРСделано в СССРЗапчастиРетроавтомобильАвтоВАЗДлинный пост 15Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Тюнинг в СССР: как и чем украшали свои машины советские автолюбители.



