ЗИС-Спорт: советский спортивный родстер, опередивший время

В Советском Союзе 1938 года, где не существовало культуры автосалонов и «автомобилей мечты», казалось немыслимым появление собственного спортивного родстера. Однако именно в это время группа молодых энтузиастов на заводе имени Сталина (ЗИС) создала уникальную машину — ЗИС-Спорт, которая стала ярким примером инженерной смелости и дизайнерского новаторства.

Для участия в рекордных заездах на капоте автомобиля был смонтирован дополнительный воздухозаборник, улучшающий охлаждение двигателя.

Комсомольский проект «шик-модерн»

В эпоху грандиозных строек и авиационных рекордов молодым инженерам ЗИСа рутинная работа казалась скучной. Их тянуло к творчеству и смелым проектам. Инициатором стал инженер Анатолий Пухалин, который подготовил дипломный проект на тему «Быстроскоростной автомобиль». Его поддержали коллеги — Владимир Кременецкий и Николай Пулманов, а художник Валентин Ростков взялся за разработку экстерьера. Внутри коллектива автомобиль называли «шикарным модерном», подчеркивая его элегантность и современность.

Шасси будущего родстера ЗИС-Спорт.

Создатели задумали не просто эффектный кузов, а по-настоящему быструю машину. За основу был взят серийный лимузин ЗИС-101, но с серьезными доработками: в обеих подвесках появились стабилизаторы, а двигатель подвергся тюнингу для увеличения мощности.

Конструкторы усилили подвески и существенно доработали двигатель.

Неожиданная поддержка и статус подарка Родине

Работа над автомобилем велась в основном после смены, на энтузиазме. Первоначально руководство отнеслось к идее скептически, но ситуация изменилась, когда о проекте узнал помощник директора завода, бывший комсомольский активист Иван Лихачев. Благодаря его влиянию, самодеятельная разработка была включена в список «подарков Матери-Родине» к 20-летию ВЛКСМ. Это решение дало проекту официальный статус и доступ к ресурсам завода.

Технические особенности «зеленой мечты»

Родстер, длиной 5600 мм, получил доработанный атмосферный 8-цилиндровый двигатель. Его рабочий объем увеличили с 5,8 до 6,06 литров, оснастили алюминиевой головкой блока, что позволило снять 141 л.с. при 3300 об/мин — на 31 л.с. больше, чем у базового ЗИС-101. Для сравнения, престижный немецкий Horch 853A развивал лишь 120 л.с. Коробка передач также была усовершенствована: получила синхронизаторы и повышающую передачу. Необычным был и цвет автомобиля — ярко-зеленый, выделявшийся на фоне преимущественно черных и серых советских машин.

Обратите внимание: Представительский седан Audi A8 2018 года.

Футуристический ЗИС-Спорт рядом с прототипом ЗИС-102.

Авангардный дизайн и мировая премьера

После публикации в «Комсомольской правде» в октябре 1938 года автомобиль стал известен всей стране. Его дизайн был уникальным для СССР и не копировал зарубежные аналоги. Обтекаемые формы, интегрированные в кузов огромные фары и необычная решетка радиатора делали его ультрасовременным. Внешнее сходство с американским концептом Buick Y-Job 1938 года, скорее всего, было случайным, так как информации о зарубежных новинках в СССР было крайне мало.

Американский концепт-кар Buick Y-Job, 1938 год.

Триумфальный показ и забытый рекорд

Осенью 1939 года готовый родстер представили советскому руководству в фойе Дома Союзов в Москве. Чтобы внести машину в здание, пришлось разобрать часть стены. Автомобиль произвел впечатление, но серийное производство так и не началось — завод был занят выполнением плановых заданий. В 1940 году на испытаниях ЗИС-Спорт установил всесоюзный рекорд скорости — 162,46 км/ч, приблизившись к заветной цели создателей в 180 км/ч.

ЗИС-Спорт отличался длинной хвостовой частью, улучшавшей аэродинамику.

Тайна исчезновения и современная реплика

Дальнейшая судьба оригинального родстера неизвестна. Он мог быть утерян во время эвакуации завода в 1941 году или в послевоенной неразберихе. До наших дней дошли лишь черно-белые фотографии. В XXI веке мастерская «Молотов-Гараж» создала свою интерпретацию легендарного автомобиля, выбрав для него синий цвет кузова и белый салон. Эта реплика, вместе с архивными снимками, служит напоминанием о смелом советском проекте, который, несмотря на забвение, остается яркой страницей истории отечественного автомобилестроения.

Источник

Технологические изобретения СССР АвтоДлинный пост 2

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Комсомольский родстер ЗИС-Спорт — наш ответ западным автомобилям мечты.