Эта статья раскрывает удивительные и малоизвестные страницы истории «Москвича-412» — автомобиля, который, несмотря на долгий и неоднозначный жизненный путь, оставил яркий след в советском автопроме. Мы расскажем о его спортивных победах, международных модификациях и технических загадках.
Двигатель: спорное наследие
Один из самых горячих споров вокруг «Москвича-412» касается происхождения его мотора. Часто можно услышать, что это была простая копия двигателя BMW. Однако реальность сложнее. Советские инженеры действительно детально изучали передовые немецкие агрегаты BMW серий M15 и M10, что отразилось во внешнем сходстве. Но при создании своего двигателя они внесли множество принципиальных изменений, адаптируя конструкцию под отечественные реалии. Например, алюминиевый блок с легкосъемными гильзами упрощал ремонт, что было критически важно для СССР. При рабочем объеме 1,5 литра этот двигатель выдавал 75 лошадиных сил — выдающийся показатель для конца 1960-х, сопоставимый с мощностью 2,5-литрового мотора «Волги».
Вопрос о влиянии BMW остаётся открытым, но советский мотор имел свою уникальную конструкцию.
Схема двигателя «Москвича-412» демонстрирует сложную и продуманную конструкцию.
Эволюция внешности: от круглых фар к прямоугольным
«Москвич-412» часто ассоциируется с прямоугольными фарами, которые стали для него визитной карточкой. Однако изначально, в 1967 году, автомобиль внешне почти не отличался от предшественника «Москвича-408» и также оснащался круглыми фарами. По сути, «412-я» модель представляла собой кузов от «408-го», но с совершенно новым, более мощным двигателем и усовершенствованной тормозной системой. Знаковый рестайлинг с переходом на прямоугольную оптику, горизонтальные задние фонари и обновленный интерьер произошел лишь в 1970 году.
Ранние версии «Москвича-412» (справа) визуально были очень близки к модели 408.
Спортивная слава: от Лондона до Спа
Мощный двигатель «412-го» открыл для советских спортсменов двери в мир международных ралли. Уже в 1968 году «Москвичи» достойно финишировали в изнурительном марафоне Лондон-Сидней, а затем показали хорошие результаты в гонках Лондон-Мехико и «Тур Европы». Ярким эпизодом стало участие в 1971 году в 24-часовой гонке в Спа (Бельгия), где два «Москвича», выставленные местным дилером, финишировали, доказав свою надежность в жестких условиях. Мотор обладал огромным потенциалом для форсировки: для кольцевых гонок создавали версии с двумя распредвалами и объемом до 2 литров, что позволяло снимать до 130 л.с.
«Москвич-412» на ралли «Тур Европы» — символ советских спортивных амбиций.
Обратите внимание: Простоял 29 лет в гараже: В Украине обнаружили идеальную версию Москвича-2141..
Международная жизнь: британские пикапы и финские универсалы
В конце 1960-х «Москвич-412» был успешным экспортным продуктом: до 60% машин шло за рубеж, включая такие рынки, как Великобритания, Бельгия и Финляндия. Для Британии даже выпускали праворульные версии. Британские партнеры, нуждаясь в коммерческом транспорте, самостоятельно переделывали фургоны «Москвич-434» в пикапы, которые никогда не производились на заводе. Финны, в свою очередь, для оптимизации налогообложения создали уникальную трехдверную версию универсала, вставляя стекла в борта фургонов.
Британский каталог с пикапом на базе «Москвича» — пример адаптации модели под нужды рынка.
Уникальный трехдверный универсал, созданный в Финляндии.
Эксперименты по тюнингу: от финнов до Porsche
Чтобы оживить падающий спрос, финский импортер Konela в 1974 году предложил собственную модернизацию «412-го»: машины получили дверные ручки от «Жигулей», перенесенную горловину бензобака и обновленный салон. Еще более интересный эксперимент провело ателье Porsche, которое в рамках сотрудничества с СССР предложило свой вариант тюнинга. Немцы добавили автомобилю солидности: появилась черная решетка радиатора, декоративные молдинги по бортам и более комфортабельные передние сиденья с подголовниками.
Версия от финской компании Konela, 1974 год.
Элегантный «Москвич-412» от Porsche — редкий пример западного тюнинга советского автомобиля.
Три завода и долгое производство
«Москвич-412» уникален тем, что выпускался на трех разных заводах. Помимо московского АЗЛК, производство было налажено в Ижевске, где позже создали собственные модификации: хэтчбек ИЖ-2125 «Комби» и фургон ИЖ-2715. Также автомобиль собирали в Болгарии, на заводе в Ловече, для внутреннего рынка. В Москве производство седана завершилось в 1976 году с переходом на «Москвич-2140», но в Ижевске модернизированные версии «412-го» сходили с конвейера вплоть до 1997 года, став своеобразным «динозавром» отечественного автопрома. Общий тираж модели составил около 2,3 миллиона экземпляров.
Источник: АвтоСССР
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Легенды и мифы советского автопрома: «Москвич-412».



