Трагедия «Морро Касл»: гибель роскошного лайнера и её нераскрытые тайны

Последний рейс плавучего дворца

Сцена на борту была поистине апокалиптической: всепоглощающий огонь, душераздирающие крики пассажиров, хаотичные действия растерянной команды. В эпицентре этого кошмара, в дымящейся радиорубке, радист, пренебрегая смертельной опасностью, отчаянно пытался передать в эфир сигнал SOS. Так в сентябре 1934 года у побережья Нью-Джерси встретил свой трагический конец один из самых современных и роскошных лайнеров своего времени — «Морро Касл» (Morro Castle). Катастрофа унесла жизни 135 человек и оставила после себя шлейф неразгаданных тайн.

? Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)

История этого судна — это история американских амбиций, роскоши, человеческой халатности и, возможно, злого умысла.

«Морро Касл» на фоне бруклинского моста

Рождение символа эпохи

В 1920-е годы США, окрылённые экономическим подъёмом, активно укрепляли свои морские рубежи. Конгресс выделил огромный фонд в 250 миллионов долларов на модернизацию торгового флота. Одной из компаний, получивших государственную поддержку, была Ward Line (New York and Cuba Mail Steam Ship Company), специализировавшаяся на рейсах между Кубой и США. На эти средства были построены два однотипных роскошных лайнера: «Морро Касл» и его «систершип» «Ориенте». Спущенный на воду в 1930 году, 155-метровый «Морро Касл» с его скоростью в 20 узлов и богатыми интерьерами стал символом комфорта и престижа.

Фото интерьера «Морро Касл»

Даже Великая депрессия не смогла подорвать популярность круизов на этом лайнере. Одной из причин была «алкогольная лазейка»: на Кубе не действовал «сухой закон», что делало путешествие привлекательным для многих американцев.

Фото интерьера «Морро Касл»

Роковая цепь событий

5 сентября 1934 года «Морро Касл» вышел из Гаваны в свой последний рейс. Плавание омрачилось не только надвигающимся штормом (циклоном Nor'easter), но и странной смертью капитана Роберта Уилмотта вечером 7 сентября. По версии судового врача, командир мог быть отравлен. Командование принял старший помощник Уильям Вармс.

Спортивный зал на «Морро Касл»

Роковой стала ночь на 8 сентября. Около 2:50 утра в помещении первого класса на палубе В вспыхнул пожар. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. Уже через полчаса пламя охватило весь лайнер, а вскоре пережгло основные электрические кабели, погрузив судно в кромешную тьму. Радист Джордж Уайт Роджерс, по разным свидетельствам, либо по собственной инициативе, либо получив запоздалый приказ, начал передавать сигнал бедствия, оставаясь в горящей рубке.

Горящий «Морро Касл».

Системный коллапс и человеческая трагедия

Пожарная система лайнера, рассчитанная на использование лишь нескольких гидрантов одновременно, полностью провалилась при массовом включении. Давления воды не хватило для борьбы с огнём. Пожарная сигнализация издала жалкий писк и умолкла. Огонь, подгоняемый штормовым ветром, быстро разделил людей на борту: большая часть команды оказалась отрезана на носу, а пассажиры — на корме.

Горящий «Морро Касл»

Эвакуация превратилась в хаос. Из-за отсутствия инструктажа пассажиры не знали, как спускать шлюпки. Из 12 спасательных лодок на воду удалось спустить только 6, и те были заполнены лишь частично. Люди гибли в огне, тонули, прыгая с высоты в бушующее море, или получали смертельные травмы в давке.

Фото, сделанное после пожара на борту «Морро Касл»

Помощь пришла с большим опозданием. Тем временем жители побережья собственными силами спасали выживших. Всего из 549 человек на борту погиб 135. Дрейфующий остов «Морро Касл» был выброшен волнами на пляж у Асбери-Парка, где надолго стал мрачной туристической достопримечательностью.

Суд, приговоры и неудобные вопросы

Расследование выявило грубейшие нарушения: команда не организовала эвакуацию, противопожарные двери были открыты, что создало мощную тягу. Старпома Вармса обвинили в бездействии. К тюремным срокам были приговорены Вармс, главный инженер Эббан Эбботт и вице-президент судоходной компании. Однако позднее апелляционный суд снял вину с Вармса и Эбботта, возложив ответственность на покойного капитана Уилмотта.

Остов «Морро Касл» у побережья Нью-Джерси

В марте 1935 года обгорелый корпус лайнера был отбуксирован и разобран на металл. Но история получила неожиданное продолжение спустя два десятилетия.

Открытка со сгоревшим «Морро Касл» у побережья Нью-Джерси

Тень подозрения: был ли пожар случайностью?

В 1954 году бывший радист «Морро Касл» Джордж Роджерс, некогда считавшийся героем, был осуждён за убийство. После этого всплыли шокирующие версии: его бывший приятель, полицейский Винсент Дойл, заявил, что Роджерс в пьяном разговоре признался в отравлении капитана Уилмотта из личной неприязни. Также появились предположения, что Роджерс был пироманом и мог устроить пожар на лайнере. Дойл, ставший инвалидом после попытки покушения, которую он приписывал Роджерсу, всю жизнь безуспешно пытался доказать его причастность к катастрофе. Сам Роджерс умер в тюрьме, унеся тайну с собой.

Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS

? Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.

Другие интересные материалы:

  • От парадокса Грея до боевых белух. История развития морской биологической программы СССР
  • Пожар на авианосце «Форрестол». Что привело к одной из самых крупных послевоенных катастроф?
  • Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине

Больше интересных статей здесь: Сигнализация.

Источник статьи: Катастрофа у побережья сша. Во время пожара на лайнере «Морро Касл» погибло более ста человек.