Последний рейс плавучего дворца
Сцена на борту была поистине апокалиптической: всепоглощающий огонь, душераздирающие крики пассажиров, хаотичные действия растерянной команды. В эпицентре этого кошмара, в дымящейся радиорубке, радист, пренебрегая смертельной опасностью, отчаянно пытался передать в эфир сигнал SOS. Так в сентябре 1934 года у побережья Нью-Джерси встретил свой трагический конец один из самых современных и роскошных лайнеров своего времени — «Морро Касл» (Morro Castle). Катастрофа унесла жизни 135 человек и оставила после себя шлейф неразгаданных тайн.
? Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
История этого судна — это история американских амбиций, роскоши, человеческой халатности и, возможно, злого умысла.
«Морро Касл» на фоне бруклинского моста
Рождение символа эпохи
В 1920-е годы США, окрылённые экономическим подъёмом, активно укрепляли свои морские рубежи. Конгресс выделил огромный фонд в 250 миллионов долларов на модернизацию торгового флота. Одной из компаний, получивших государственную поддержку, была Ward Line (New York and Cuba Mail Steam Ship Company), специализировавшаяся на рейсах между Кубой и США. На эти средства были построены два однотипных роскошных лайнера: «Морро Касл» и его «систершип» «Ориенте». Спущенный на воду в 1930 году, 155-метровый «Морро Касл» с его скоростью в 20 узлов и богатыми интерьерами стал символом комфорта и престижа.
Фото интерьера «Морро Касл»
Даже Великая депрессия не смогла подорвать популярность круизов на этом лайнере. Одной из причин была «алкогольная лазейка»: на Кубе не действовал «сухой закон», что делало путешествие привлекательным для многих американцев.
Фото интерьера «Морро Касл»
Роковая цепь событий
5 сентября 1934 года «Морро Касл» вышел из Гаваны в свой последний рейс. Плавание омрачилось не только надвигающимся штормом (циклоном Nor'easter), но и странной смертью капитана Роберта Уилмотта вечером 7 сентября. По версии судового врача, командир мог быть отравлен. Командование принял старший помощник Уильям Вармс.
Спортивный зал на «Морро Касл»
Роковой стала ночь на 8 сентября. Около 2:50 утра в помещении первого класса на палубе В вспыхнул пожар. Огонь распространялся с катастрофической скоростью. Уже через полчаса пламя охватило весь лайнер, а вскоре пережгло основные электрические кабели, погрузив судно в кромешную тьму. Радист Джордж Уайт Роджерс, по разным свидетельствам, либо по собственной инициативе, либо получив запоздалый приказ, начал передавать сигнал бедствия, оставаясь в горящей рубке.
Горящий «Морро Касл».
Системный коллапс и человеческая трагедия
Пожарная система лайнера, рассчитанная на использование лишь нескольких гидрантов одновременно, полностью провалилась при массовом включении. Давления воды не хватило для борьбы с огнём. Пожарная сигнализация издала жалкий писк и умолкла. Огонь, подгоняемый штормовым ветром, быстро разделил людей на борту: большая часть команды оказалась отрезана на носу, а пассажиры — на корме.
Горящий «Морро Касл»
Эвакуация превратилась в хаос. Из-за отсутствия инструктажа пассажиры не знали, как спускать шлюпки. Из 12 спасательных лодок на воду удалось спустить только 6, и те были заполнены лишь частично. Люди гибли в огне, тонули, прыгая с высоты в бушующее море, или получали смертельные травмы в давке.
Фото, сделанное после пожара на борту «Морро Касл»
Помощь пришла с большим опозданием. Тем временем жители побережья собственными силами спасали выживших. Всего из 549 человек на борту погиб 135. Дрейфующий остов «Морро Касл» был выброшен волнами на пляж у Асбери-Парка, где надолго стал мрачной туристической достопримечательностью.
Суд, приговоры и неудобные вопросы
Расследование выявило грубейшие нарушения: команда не организовала эвакуацию, противопожарные двери были открыты, что создало мощную тягу. Старпома Вармса обвинили в бездействии. К тюремным срокам были приговорены Вармс, главный инженер Эббан Эбботт и вице-президент судоходной компании. Однако позднее апелляционный суд снял вину с Вармса и Эбботта, возложив ответственность на покойного капитана Уилмотта.
Остов «Морро Касл» у побережья Нью-Джерси
В марте 1935 года обгорелый корпус лайнера был отбуксирован и разобран на металл. Но история получила неожиданное продолжение спустя два десятилетия.
Открытка со сгоревшим «Морро Касл» у побережья Нью-Джерси
Тень подозрения: был ли пожар случайностью?
В 1954 году бывший радист «Морро Касл» Джордж Роджерс, некогда считавшийся героем, был осуждён за убийство. После этого всплыли шокирующие версии: его бывший приятель, полицейский Винсент Дойл, заявил, что Роджерс в пьяном разговоре признался в отравлении капитана Уилмотта из личной неприязни. Также появились предположения, что Роджерс был пироманом и мог устроить пожар на лайнере. Дойл, ставший инвалидом после попытки покушения, которую он приписывал Роджерсу, всю жизнь безуспешно пытался доказать его причастность к катастрофе. Сам Роджерс умер в тюрьме, унеся тайну с собой.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
? Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь в World of Warships и получите приветственные подарки.
Другие интересные материалы:
- От парадокса Грея до боевых белух. История развития морской биологической программы СССР
- Пожар на авианосце «Форрестол». Что привело к одной из самых крупных послевоенных катастроф?
- Безрогий дьявол. Неконтактные мины Кригсмарине
Больше интересных статей здесь: Сигнализация.
Источник статьи: Катастрофа у побережья сша. Во время пожара на лайнере «Морро Касл» погибло более ста человек.



