Долговечность китайского автопрома под вопросом
В России средний возраст автомобиля составляет около 15 лет. За это время машина обычно подвергается коррозии, многократному ремонту и переделкам, но продолжает исправно служить. Однако это характерно для привычных нам марок. Возникает закономерный вопрос: способны ли автомобили из Китая обеспечить такую же долговечность и надежность? Какой реальный срок службы у них и будут ли они оставаться на дорогах через много лет? Ответить на эти вопросы поможет практический пример — минивэн GAC GN8, который прошел уже 86 000 километров. Для тестового автомобиля из пресс-парка такой пробег является весьма значительным и показательным.
К концу 2023 года на складах дилеров в России скопилось более 170 тысяч новых китайских автомобилей. Это не говорит о перенасыщении рынка, который, напротив, далек от этого. Скорее, ситуация отражает сомнения российских покупателей в продукции из Поднебесной: либо цены кажутся завышенными, либо нет уверенности в надежности и долгосрочной перспективе таких инвестиций. В России автомобиль традиционно рассматривается как серьезное семейное приобретение на многие годы. Особенно сейчас, когда цены на новые машины значительно выросли, а самый доступный вариант отечественного автопрома приближается к отметке в миллион рублей. В таких условиях вопрос о том, как поведет себя китайский автомобиль через несколько лет эксплуатации, становится как никогда актуальным.
Сколько покупателей готовы платить большие деньги лишь за внешний вид и современное оснащение? Какие китайские модели уже зарекомендовали себя с хорошей стороны? А может, рациональнее вложить те же средства в подержанный японский внедорожник, ввезенный по параллельному импорту? С ним хотя бы все более-менее предсказуемо — он уверенно приближается к своему 15-летнему юбилею без серьезных сюрпризов.
Практический опыт вместо догадок
Главная проблема в оценке китайских автомобилей — отсутствие масштабного, реального опыта их длительной эксплуатации и ремонта в российских условиях. Непонятно, как они будут вести себя после 100, 150 или 200 тысяч километров, какое обслуживание потребуется. Эта неопределенность характерна не только для обычных автовладельцев, но и для специалистов. Поэтому возможность изучить GAC GN8 с таким солидным пробегом — уникальный шанс получить практические данные.
Итак, перед нами минивэн GAC GN8, который в свое время позиционировался как роскошная и хорошо оснащенная модель, во многом схожая с японскими аналогами. Его технические характеристики и динамику мы подробно разбирать не будем — они уже известны. Нас интересует, что произошло с автомобилем за время эксплуатации. Кратко о параметрах: двухлитровый бензиновый турбодвигатель, классическая автоматическая коробка передач, полный привод и тот самый пробег — около 90 000 км.
Внешний вид и салон после пробега
Начнем с визуального осмотра. За два года активной эксплуатации в тестовом режиме автомобиль потерял лоск нового авто. На пластиковых элементах появились сколы и царапины, кое-где детали начали потирать друг о друга. Стоит понимать, что для машины из пресс-парка 90 тысяч км — это эквивалент 300-350 тысяч км при обычной, бережной эксплуатации частным владельцем. Однако самое удивительное — полное отсутствие следов коррозии на кузове. Ни одного рыжего пятнышка на сколах! Для сравнения, японский автомобиль с таким же пробегом в наших условиях уже наверняка начал бы ржаветь.
Салон нашего GAC выполнен в стиле, напоминающем старые модели Toyota — практично и понятно. Мягкие материалы, логичное расположение органов управления, удобный руль. Кстати, рулевое колесо изношено несильно, что выгодно отличает его от той же Toyota Camry, которая при подобном пробеге часто уже имеет залоснившиеся участки на ободе.
А вот сиденья пострадали значительно. Искусственная кожа на водительском и особенно на пассажирских креслах второго ряда потрескалась и протерлась. Светлый ковер превратился в сероватую, запыленную поверхность, на пластике множество царапин. В целом, автомобиль явно повидал многое, но до состояния «развалюхи» ему далеко. На нем можно ездить, и он даже сохраняет презентабельный вид. Большинство косметических недостатков устранит качественная химчистка и детейлинг. Однако к качеству пластика в интерьере есть претензии: он оказался хрупким и легко царапается.
Обратите внимание: Легенда советского автопрома Днепр МТ11.
Электроника — главный источник проблем
Основные сложности начались с электроникой. Автомобиль периодически загорается множеством ошибок, как новогодняя гирлянда. Некоторые из них весьма серьезные. Например, пришлось несколько раз разбирать, чистить и калибровать датчики давления в шинах, чтобы избавиться от назойливого предупреждения. С адаптивным круиз-контролем и системами активной безопасности все печальнее — ошибка не исчезает, и проблема, скорее всего, в центральном блоке управления. Стоимость такого блока, как правило, очень высока. Для сравнения, аналогичная деталь для Mitsubishi Pajero Sport в настоящее время может стоить около 450 000 рублей.
Задняя камера уже не функционирует, а система кругового обора работает нестабильно, включаясь когда вздумается. Мультимедийная система иногда «зависает», а после сильной тряски требуется заново подключать смартфон. Казалось бы, мелочи, но они серьезно портят впечатление от эксплуатации.
Ходовая часть и днище: приятный сюрприз
Естественно, мы подняли автомобиль на подъемник, чтобы оценить состояние ходовой части и днища. Подвеска за все время эксплуатации не вызывала нареканий. Осмотр подтвердил: все основные элементы подвески — родные, болты не тронуты ключом. После проверки монтировкой и фонариком выяснилось, что двигатель и коробка передач абсолютно сухие, без следов течей. Амортизаторы в хорошем состоянии, сайлентблоки не потрескались. И это при наших-то дорогах!
Состояние днища заслуживает отдельной похвалы. Несмотря на два года эксплуатации в Москве со всеми ее зимними реагентами и солью, металл не покрылся коррозией. Этот факт вызывает даже некоторую зависть у поклонников японских автомобилей, чьи любимцы, будь то Honda Accord или Mitsubishi Pajero, такой стойкостью похвастаться не могут.
Выводы и ключевые вопросы
Подводя итоги осмотра, общения с механиками и личного опыта, можно сделать несколько выводов. Во-первых, нельзя всех «китайцев» оценивать одинаково. Они очень разные, и объединяет их лишь страна производства. Это все равно что сравнивать базовую Lada и роскошный Aurus — они из одной страны, но на этом сходство заканчивается.
Во-вторых, главная потенциальная проблема китайских автомобилей кроется не в ходовой части или кузове, а в электронике. А она, как известно, сегодня — самое сложное и дорогое в любом современном автомобиле. Даже диагностика неисправности может влететь в копеечку.
И, наконец, самый важный момент: в России пока катастрофически не хватает специалистов, которые могли бы быстро и квалифицированно решать проблемы с автомобилями из Китая. Проблемы есть, а экспертов — нет. Учитывая бешеный темп обновления модельного ряда у китайских производителей (новинки каждый год, а старые модели быстро снимаются с производства или переименовываются), содержать такой автомобиль в будущем может стать настоящей головной болью. Самостоятельный поиск запчастей и расходников тоже задача не из легких.
Таким образом, ключевой вопрос для потенциального покупателя китайского автомобиля звучит не «проедет ли он 200 тысяч км?», а «можно ли будет его отремонтировать через 2-3 года? А через 5 лет?». Пока однозначного ответа на этот вопрос в России нет. А что думаете вы?
Опрос
Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
- Да.
- Нет.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Гримасы автопрома КНР.














