Toyota 2000GT: как японский шедевр покорил мир и стал самой дорогой машиной Японии

Представьте, если бы российский автопром создал спорткар, который заставил бы весь мир говорить о себе с восхищением. Или если бы иранский производитель неожиданно выпустил машину, способную конкурировать с Porsche. В 1960-е годы именно такой сенсацией стала Toyota 2000GT для японской промышленности. В то время японские автомобили за пределами страны часто воспринимались как недорогие и не самые качественные копии западных аналогов, примерно как сегодня некоторые воспринимают продукцию начинающих автопроизводителей из других стран. Toyota решила кардинально изменить это мнение, создав не просто хороший автомобиль, а настоящий шедевр, который перевернул представление о возможностях Японии.

Истоки легенды: Yamaha и несостоявшийся проект для Nissan

Интересно, что история самого знаменитого спорткара Toyota началась не в её стенах. За разработкой стояла компания Yamaha, известная своими мотоциклами и музыкальными инструментами. Распространено мнение, что Yamaha самостоятельно создала прототип и предложила его сначала Nissan, а после отказа — Toyota. Однако реальность сложнее. Работа над проектом A550X изначально велась по заказу Nissan, у компаний были общие деловые интересы. Но сотрудничество разладилось, в том числе из-за потери Yamaha контракта на производство кузовов для Nissan Silvia.

Прототип Yamaha A550X — предшественник будущих легенд.

Два готовых прототипа A550X были переданы Nissan и впоследствии повлияли на создание другого культового автомобиля — Datsun 240Z. Третий же экземпляр остался у Yamaha. Его-то и показали представителям Toyota в конце 1964 года. Для Toyota, которая как раз осознала нехватку опыта для создания собственного топового спорткара, этот проект стал подарком судьбы. Однако 2000GT — не просто переработанный A550X. Это была практически новая разработка, вдохновлённая, но не скопированная с прототипа.

Datsun 240Z, в создании которого также участвовали наработки Yamaha.

Дизайн и технологии: вдохновение и самостоятельность

Дизайн Toyota 2000GT часто ошибочно приписывают немецкому графу Альбрехту фон Герцу, создателю BMW 507. Хотя он и консультировал японских инженеров, автором стиля 2000GT был штатный дизайнер Toyota Сатору Нодзаки. Если сравнить 2000GT и 240Z, станет очевидно: Toyota выглядит более изысканно, цельно и дорого, а прямого сходства в деталях между ними нет. Силуэт с длинным капотом и покатой крышей был духом эпохи, вдохновлённой такими иконами, как Jaguar E-Type.

Toyota Sports 800 — можно заметить некоторые стилистические предпосылки будущего 2000GT.

Для создания шасси инженерам Yamaha предоставили лучшие образцы европейских спорткаров: Jaguar E-Type, Porsche 911, Lotus Elan и другие, которые были тщательно изучены. В результате была создана хребтовая рама, очень похожая на используемую в Lotus Elan, но увеличенная в размерах и усиленная для большей надёжности. Независимая подвеска всех колёс обеспечивала отличную управляемость.

Изучение и вдохновение лучшими образцами мирового автопрома было ключом к успеху.

Сердце чемпиона: доработанный мотор и спортивные успехи

Под капотом 2000GT работала рядная «шестёрка» от седана Crown, но кардинально доработанная специалистами Yamaha. Благодаря новой ГБЦ с двумя распредвалами и трём карбюраторам её мощность выросла со 115 до 150 л.с. Для 1967 года это был очень достойный показатель. Например, флагманский Porsche 911 S того времени имел лишь на 10 л.с. больше. При весе всего в 1120 кг Toyota разгонялась до 100 км/ч примерно за 10 секунд и достигала скорости 220 км/ч.

Доработка серийного мотора позволила добиться выдающихся характеристик.

Это была не просто быстрая машина, но и успешная гоночная. Облегчённые до 850 кг и форсированные до 210 л.с. версии доминировали в Японии, а в 1968 году даже приняли вызов в американской серии SCCA. Подготовкой к этим гонкам занималась команда самого Кэрролла Шелби! В итоге Toyota уступила только заводским Porsche, что уже было огромным достижением. Ещё в 1966 году предсерийный 2000GT за 72 часа на треке установил 16 рекордов, 13 из которых были признаны мировыми FIA. Эти успехи заставили Porsche серьёзно отнестись к японскому конкуренту и активизировать свои гоночные программы.

Гоночные версии 2000GT доказали, что японский спорткар — серьёзный соперник.

Экземпляр из французского музея, проданный за 623 750 евро.

Звезда экрана: Toyota 2000GT в роли автомобиля Джеймса Бонда

Мировую славу 2000GT принёс кинематограф. Когда создатели фильма о Джеймсе Бонде «Живёшь только дважды» искали достойный японский автомобиль для агента 007, выбор пал на новейший прототип Toyota. Компания предоставила для съёмок два предсерийных образца. Однако возникла проблема: Шон Коннери при своём росте просто не помещался в тесный салон купе, да и камерам было сложно снимать некоторые ракурсы.

Кадры из фильма «Живёшь только дважды» с участием 2000GT.

Решение было гениальным и безумным: всего за две недели оба купе вручную переделали в родстеры. Крышу просто срезали, создав иллюзию кабриолета с помощью фальшивого чехла. Лобовое стекло убрали для удобства съёмок. Несмотря на такие импровизации, в кадре машина смотрелась невероятно эффектно и стала одной из звёзд фильма, окончательно закрепив статус 2000GT как автомобиля-сенсации.

Шон Коннери за рулём уникального родстера 2000GT, созданного специально для фильма.

Ручная сборка, эксклюзивность и феноменальная стоимость

Серийное производство Toyota 2000GT было невероятно дорогим и медленным. Каждый автомобиль собирался вручную на заводе Yamaha с безупречным качеством, достойным музыкальных инструментов этой марки. Например, панель приборов была отделана не шпоном, а цельной шестимиллиметровой пластиной ценной древесины. Цена в США составляла около $6800 — дороже, чем у Porsche 911 или Jaguar E-Type. Toyota даже продавала эти машины практически в убыток.

Идеальный интерьер с деревянной панелью и передовой для своего времени аудиосистемой.

Несмотря на восторженные отзывы, продажи были низкими. В те годы концепция «дорогого японского автомобиля» сама по себе казалась противоречием для многих покупателей. Всего, включая прототипы и гоночные версии, было выпущено лишь 351 авто. Эта исключительная редкость и легендарный статус и определили сегодняшнюю стоимость 2000GT.

Детали отделки и качество изготовления не уступали лучшим европейским производителям.

Сегодня Toyota 2000GT — самый дорогой японский автомобиль в истории. Цены на аукционах стабильно превышают миллион долларов, а гоночный экземпляр, подготовленный Шелби, в 2022 году был продан за рекордные $2 535 000. Это первый японский автомобиль, преодолевший отметку в два миллиона долларов.

Рекордсмен, ушедший с молотка за 2,5 миллиона долларов.

Наследие 2000GT: от легенды к Lexus LFA

Философия, заложенная в 2000GT — создать идеальный, технологичный и эксклюзивный спорткар любой ценой, чтобы доказать инженерное превосходство, — повторилась спустя десятилетия в проекте Lexus LFA. Тот же союз с Yamaha для создания уникального атмосферного V10, та же ограниченная серия (500 экземпляров), тот же культовый статус и изначальные сложности с продажами. Toyota 2000GT не просто изменила восприятие японского автопрома — она создала прецедент, показав, что Япония способна создавать автомобили, которые становятся вехами в истории. Эта машина навсегда останется символом прорыва, амбиций и бескомпромиссного стремления к совершенству.

Источник

АвтомобильToyotaВидеоYouTubeДлинный пост 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Самый дорогой автомобиль Японии: история Toyota 2000GT.