Москвич-410: советский внедорожник, опередивший своё время

История создания полноприводного «Москвича» окутана легендами. По одной из версий, идея родилась после прямого указания Никиты Хрущёва, который на совещании автопромышленников потребовал: «Постройте автомобиль для колхозного крестьянства!». Главный конструктор МЗМА Александр Андронов и другие участники вспоминали, что речь шла именно о создании вездехода на базе компактной легковушки. На самом деле, разработка такого автомобиля началась ещё в 1953–1954 годах, но первоначально планировалось ограничиться установкой блокируемого дифференциала и внедорожных шин на серийную модель. Однако задача вскоре переросла в создание принципиально новой машины. Интересно, что первые шаги в этом направлении сделали не в Москве, а в Горьком.

Предшественник из Горького

В 1954 году государство запустило масштабную программу освоения целинных земель. Огромные просторы новых пахотных угодий остро нуждались в транспорте. Требовался не просто грузовик, а лёгкий, проходивый и относительно комфортабельный автомобиль для агрономов, механиков и руководителей хозяйств, которым приходилось преодолевать десятки километров по бездорожью. В стране был лишь один серийный легковой вездеход — ГАЗ-69, а также немногочисленный и дорогой ГАЗ-М72 на базе «Победы». Горьковский автозавод инициировал проект ГАЗ-М73 — компактного двухместного пикапа с полным приводом. Для него выбрали двигатель и коробку передач от «Москвича-402», так как других подходящих силовых агрегатов в стране не было. Раздаточную коробку и мосты создали на базе узлов ГАЗ-69, уменьшив их для лёгкой машины. Было построено два прототипа, включая оригинальное купе. Однако из-за загрузки завода проект передали в Москву, на МЗМА.

«Москвич-410» испытывали очень серьёзно

Рождение полноприводного «Москвича»

В Москве горьковскую наработку решили объединить с кузовом серийного «Москвича-402». Задача оказалась сложнее, чем казалось. Для установки полного привода конструкторам пришлось кардинально переработать конструкцию. Переднюю подвеску заменили на рессорную с неразрезным мостом, похожую на решения американского Willys. Установили усиленный задний мост, добавили масляный радиатор, а телескопические амортизаторы заменили на рычажные. Двигатель приподняли на 90 мм, что потребовало изменения угла наклона рулевой колонки. Кузов, моторный щит и пол также значительно усилили. Между штатной трёхступенчатой коробкой передач и раздаточной коробкой с понижающей передачей появился промежуточный вал. В результате автомобиль, получивший индекс «Москвич-410», стал тяжелее базовой модели на 200 кг, но приобрёл внушительный для легковушки дорожный просвет в 220 мм.

Компоновка полноприводного «Москвич-410».

Серийное производство «Москвича-410» началось в 1957 году

На испытаниях вездеход уверенно преодолевал броды глубиной до 0,6 метра. Его слабым местом был маломощный 35-сильный двигатель, который разгонял машину лишь до 85 км/ч. Летом 1955 года прототип показали Хрущёву и получили «добро». После сборки нескольких предсерийных экземпляров в конце 1956 года, в феврале 1957-го стартовало массовое производство.

Обратите внимание: Внедорожник UAZ Patriot слегка освежился.

Экспериментальный фургон «Москвич-430 4х4».

Эволюция и уникальность модели

В 1958 году автомобиль, следуя общей модельной политике завода, получил новый индекс «410Н» и более современный верхнеклапанный двигатель от «Москвича-407» мощностью 45 л.с. Это немного улучшило динамику, подняв максимальную скорость до 90 км/ч. Параллельно МЗМА разработал полноприводный универсал «Москвич-411» на базе модели «423». Его создание потребовало десятков доработок кузова, но в результате получился автомобиль, который по концепции можно считать предшественником современных кроссоверов.

Рядный полноприводный «Москвич-411»

Модернизированный «Москвич-410Н» с двигателем мощностью 45 л.с.

«Москвич-410/411» был уникальным явлением не только для СССР, но и для мирового автопрома конца 1950-х. Аналоги в виде лёгких полноприводных седанов и универсалов в Европе практически не выпускались. Французский Citroën 2CV Sahara с двумя двигателями был экзотической диковинкой, а Renault Colorare и американские внедорожники были значительно крупнее и имели рамную конструкцию. Советский автомобиль оказался концептуально опережающим своё время.

Выставочный вариант «Москвича-411». Решётка радиатора и молдинги более позднего «Москвича-407» не устанавливались в стандартной комплектации на полноприводные автомобили

Причины заката

Несмотря на передовую концепцию и востребованность внутри страны, судьба модели оказалась недолгой. Главной причиной стала экономическая политика государства. В 1960-е годы СССР активно экспортировал автомобили для получения валюты, и на экспорт шло до 65% выпущенных «Москвичей». Производство сложного и трудоёмкого полноприводного варианта сдерживало рост общих объёмов выпуска, которые были критически важны для экспортных поставок. В итоге, в 1960 году выпуск «Москвича-410Н» и «411» был прекращён (отдельные машины собирали до 1963 года). Всего успели выпустить 7580 седанов и лишь 1515 универсалов. Сегодня эти автомобили — большая редкость и ценный памятник советского автопрома, смелой, но не получившей развития идеи.

соус

Кормовой ВАЗСССР Кормовой Длинный Столб 5

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Опередивший время: что погубило внедорожник «Москвич-410».