Закат «Москвича»: как внутренние конфликты, «Максимка» и Перестройка погубили легендарный завод

Эта история — попытка разобраться в сложной и неоднозначной судьбе Московского автозавода (АЗЛК), особенно в период создания модели «Москвич-2141». В основе лежат архивные документы, газетные публикации и воспоминания сотрудников предприятия. Мы будем опираться только на те имена, которые уже фигурируют в открытых источниках.

Эпоха консерваторов и смена курса

Долгое время главным конструктором завода был Александр Федорович Андронов — фигура масштабная и авторитетная. Его взгляды, становившиеся с годами всё более консервативными, во многом определяли развитие «Москвича». Он, например, яростно сопротивлялся уменьшению колёс на модели «408» с 15 до 13 дюймов и настаивал на продолжении производства «Москвича-412», который, как ни странно, продержался на конвейере вплоть до 1998 года.

Однако время требовало новых решений. В 1972 году Андронова сменил его бывший заместитель Борис Шарноцкий. Он дал конструкторам больше свободы, но ему не хватало твёрдости. Главный конструктор в советской системе должен был быть в определённой степени диктатором. Шарноцкий же внимательно выслушивал все замечания многочисленных комиссий и старался их учесть, что в итоге привело к созданию компромиссного и неамбициозного прототипа С-3.

Поворотный момент: как «Симка» стала «Максимкой»

В 1977 году главным конструктором стал Юрий Ткаченко, специалист по грузовикам ЗИЛ. После стажировки за рубежом он представил чёткий план развития АЗЛК, положивший начало истории модели 2141.

Именно здесь возникает ключевая легенда о «Симке». Существует несколько версий того, почему за основу будущего «Москвича» взяли французский переднеприводный автомобиль Simca 1308 (автомобиль 1976 года в Европе). По одной из них, идею подал председатель Совмина Алексей Косыгин во время визита на завод. По другой, решающую роль сыграл министр автопрома Виктор Поляков, который, увидев в гараже золотую «Симку», заявил: «Вот как это надо делать!».

Прототип «Москвич С-3», созданный в октябре 1976 года, имел свой собственный, возможно, даже более интересный дизайн, чем у признанной Simca-1308.

Так или иначе, семь автомобилей Simca были доставлены на завод, разобраны и послужили основой для первых ходовых макетов. Внутри завода этот гибрид «Москвича» и «Симки» прозвали «Максимкой». Сам Юрий Ткаченко позже утверждал, что использование «Симки» как прототипа-носителя агрегатов было осознанным решением для ускорения работ, и что в конечном счёте от оригинала осталась, по сути, только крыша. Конструкция была серьёзно переработана под советские агрегаты и технологии.

Прототип 2141-ПП1, один из «Максимок», 1978 год. Видно, как конструкторы пытались разместить вертикальный двигатель и коробку передач от старых моделей в низком переднеприводном кузове.

Взлёт и начало травли

Первая промышленная партия «Москвича-2141» была собрана в феврале 1986 года. Завод, возглавляемый генеральным директором Валентином Коломниковым, был полон оптимизма. В прессе публиковались многообещающие интервью, рассказывалось о закупке сотен роботов, планах по выпуску хэтчбеков, седанов и универсалов. Интерес к новой модели в обществе был колоссальным.

Генеральный директор АЗЛК Валентин Петрович Коломников (1930-1992) — центральная и противоречивая фигура в истории завода времён Перестройки.

Однако уже в октябре 1986 года грянул гром. Постановление ЦК КПСС жёстко раскритиковало руководство АЗЛК за «очковтирательство» и «приукрашивание» положения дел в отчётах съезду партии. Коломникову объявили строгий выговор. Это стало началом настоящей информационной войны против завода, которая развернулась на фоне объявленной гласности.

В вихре Перестройки: атаки в прессе и борьба за выживание

В последующие годы в ведущих газетах («Правда», «Комсомольская правда») одна за другой выходили разгромные статьи. Заводу ставили в вину срыв планов, кумовство (в публикациях упоминались родственники руководства, отправленные в зарубежные командировки) и неэффективное использование валютных средств. Коломников, которого на заводе называли «непотопляемым авианосцем», пытался контратаковать, называя критику «психологическим давлением».

Рекламная кампания новой модели была для СССР беспрецедентной. На фото: «прямая линия» с Коломниковым в «Комсомольской правде» в ноябре 1985 года.

Несмотря на давление, завод продолжал работу и даже представлял перспективные разработки: седан 2142, полноприводные версии, концепты минивэнов. После скоропостижной смерти Коломникова в 1992 году многие заводчане сошлись во мнении, что именно он, со своей энергией и связями, мог бы спасти предприятие в новых условиях.

Агония и крах в новой России

В 1990-е годы, оставшись без государственной поддержки и с огромными долгами, АЗЛК медленно угасал. Переговоры о передаче завода в собственность Москвы, списание долгов, смена руководства — ничто не помогло. Генеральный менеджер Рубен Асатрян, сменивший Коломникова, запомнился сотрудникам эксцентричным поведением, но не смог переломить ситуацию.

28 февраля 2006 года Автомобильный завод «Москвич» был официально признан банкротом, а его активы были проданы с аукциона. Эпоха легендарного завода закончилась.

Пророчество Андронова

Ироничным эпилогом этой истории звучат слова, записанные ещё в 1980 году Александром Андроновым, тем самым консервативным главным конструктором, которого когда-то отправили в отставку за нежелание меняться. В своих заметках «Мысли о труде» он дал безрадостный прогноз по поводу «Максимки» (2141):

«Эта модель будет очень сложной для завода... Невыполнение планов будет постоянным... Это слепое следование чужой, малоизвестной моде. Придёт время вернуться к седану. Заводы потеряют валюту, программы начнут сокращаться...»

К сожалению для АЗЛК, это предсказание сбылось с пугающей точностью. Завод стал жертвой не только экономических потрясений Перестройки и 1990-х, но и внутренних управленческих конфликтов, идеологической травли и, возможно, стратегической ошибки с выбором нишевого для того времени типа кузова — хэтчбека.

Обратите внимание: Почему брошенные иностранные автозаводы бесполезны.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Жертва Перестройки: что погубило завод «Москвич» и при чем здесь «Максимка».