Владельцы «серых» авто столкнутся с многомиллионными утилизационными сборами

Параллельный импорт, часто называемый «серым», стал популярным способом покупки новых автомобилей в России за последний год. Несмотря на потерю гарантийного обслуживания, дилерской поддержки и необходимость самостоятельной русификации систем, этот вариант привлекал автолюбителей значительной экономией и более широким выбором моделей. Однако теперь выясняется, что эта кажущаяся выгода может обернуться серьёзными финансовыми проблемами из-за действий таможенных органов.

Мнимая экономия и реальные риски

Российские автовладельцы, которые приобрели иномарки по «серой» схеме через частных лиц или компании, теперь получают требования от Федеральной таможенной службы об уплате повышенных утилизационных сборов. По предварительным оценкам за 2023 год, такая участь постигла от 5 до 7 тысяч человек, хотя реальное число может быть значительно выше. Многие покупатели были уверены, что все обязательные платежи, включая утилизационный сбор, лежат на поставщике автомобиля.

Однако в соответствии с Законом РФ «Об отходах производства и потребления» требование об уплате этого сбора может быть предъявлено как импортёру, так и конечному владельцу транспортного средства, что и происходит на практике.

Как рассчитывается сбор и почему суммы выросли в сотни раз

Для граждан, ввозящих автомобили для личного пользования с двигателем до 3 литров, действуют льготные коэффициенты: 0,17 для машин младше 3 лет и 0,26 для более старших. По этим ставкам сумма сбора была невелика — от 3400 до 5200 рублей.

Ключевой момент: если таможня установит факт последующей коммерческой перепродажи ввезённого автомобиля, применяются совершенно другие, многократно завышенные коэффициенты. До конца 2023 года они составляли от 8,92 до 15,69, что увеличивало сбор до 178–313 тысяч рублей. Однако с 29 октября 2023 года правительство резко повысило коэффициент до 63,95. В результате итоговая сумма утилизационного сбора для «серых» автомобилей теперь может достигать от 300 тысяч до 1,3 миллиона рублей и более.

Жёсткие меры и короткие сроки

Параллельно с ростом коэффициента были установлены дополнительные условия для применения льготных тарифов. Чтобы избежать коммерческих ставок, владелец должен был в сжатые сроки (около трёх недель) оформить Сертификат безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) или Электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС). Эта процедура касалась и тех, кто ввозил машину для личного пользования. К сожалению, из-за недостаточной информированности многие автовладельцы не успели или не знали о необходимости пройти эту бюрократическую процедуру.

Первыми под удар попали реселлеры — компании и частные лица, занимавшиеся ввозом и перепродажей автомобилей. Их сложно назвать пострадавшей стороной, так как они изначально использовали льготные тарифы для личного ввоза, чтобы искусственно занизить стоимость автомобилей и повысить свою прибыль. В некоторых случаях задолженность по утилизационным сборам у таких перекупщиков достигает 5,6 миллиона рублей.

Кто в итоге платит и каковы последствия

Эксперты обращают внимание на то, что контролирующие органы часто предъявляют требования о доплате именно конечному покупателю, так как он является владельцем автомобиля. Эти требования полностью законны. В случае неуплаты таможенных платежей автомобиль может быть арестован и впоследствии изъят, что превращает ситуацию из финансовой проблемы в угрозу потери имущества.

***

Ситуация продолжает ужесточаться. С 1 апреля 2024 года вступают в силу новые правила расчёта платежей при ввозе автомобилей из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Кроме того, к утилизационному сбору могут быть добавлены требования об уплате недоимок по другим налогам и сборам, возникшим из-за занижения таможенной стоимости ввозимых автомобилей. Это грозит владельцам «серых» авто новыми финансовыми претензиями. В свете этих событий стоит серьёзно задуматься: оправдывает ли сомнительная первоначальная экономия на покупке такие высокие риски и потенциальные многомиллионные расходы?

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Повышенный утильсбор: за что доплатят владельцы «серых» авто.