Минск внедряет интеллектуальную систему приоритета для общественного транспорта

Столица Беларуси готовится к внедрению инновационной системы, призванной повысить эффективность и пунктуальность общественного транспорта. Решение было принято на фоне растущей транспортной нагрузки: по данным Госавтоинспекции ГУВД Мингорисполкома, на дорогах города сегодня эксплуатируется порядка 800 тысяч автомобилей, и их число продолжает увеличиваться. Рост автопарка напрямую влияет на увеличение числа дорожно-транспортных происшествий и хронические задержки общественного транспорта, что создает необходимость в умных решениях для разгрузки городской инфраструктуры.

Ключевая проблема: нестабильность графика движения

Главный вызов для современного городского транспорта — это невозможность строго следовать утвержденному расписанию. Заторы на дорогах стали обычным явлением не только для Минска, но и для других мегаполисов. Ситуацию усугубляет человеческий фактор: некоторые водители автобусов и троллейбусов намеренно покидают выделенные полосы, пытаясь объехать пробки, что в итоге еще больше сбивает график и вызывает законное недовольство пассажиров.

Технологическое решение: умный приоритет на светофорах

Для исправления ситуации и повышения привлекательности общественного транспорта было предложено внедрить систему приоритетного проезда. Её суть заключается в том, что транспортное средство, отстающее от графика, может запросить у системы продление зелёного сигнала светофора или более раннее включение зелёного. Запрос формируется автоматически, когда бортовое оборудование автобуса или троллейбуса, интегрированное с единой навигационной платформой «Минск Транс», фиксирует отставание. Система автоматического регулирования дорожного движения (АСУД) обрабатывает этот запрос и даёт команду светофору, обеспечивая приоритетный проезд.

После того как отставший транспорт проехал перекрёсток, работа светофора возвращается в стандартный режим. Это точечное вмешательство позволяет выравнивать движение без серьёзного ущерба для общего автомобильного потока. В перспективе такая система должна значительно сократить время ожидания на ключевых маршрутах, сделать поездки более предсказуемыми и, как следствие, повысить доверие горожан к общественному транспорту, что может положительно сказаться на загруженности дорог и аварийности.

Как работает система?

При разработке минской системы был изучен успешный международный опыт, в том числе из стран ЕС и России.

Кстати: История создания автобусов модели ПАЗ в СССР. Какие изменения были у этого транспорта и за что его хвалили граждане.

В основе решения лежит симбиоз двух технологий: цифровой карты города с наложенной сеткой маршрутов и светофоров, а также системы ГЛОНАСС/GPS-мониторинга транспорта. Диспетчеры в режиме реального времени видят местоположение, скорость и соблюдение графика каждым автобусом или троллейбусом.

Если программный алгоритм определяет, что транспортное средство опаздывает, за несколько сотен метров до регулируемого перекрёстка оно отправляет запрос. Система АСУД, оценив общую дорожную обстановку, принимает решение о предоставлении приоритета, корректируя работу светофора. Таким образом, технология позволяет гибко управлять движением, реагируя на текущую ситуацию.

Испытания и перспективы

На создание и отладку комплексного программного обеспечения у команды из 12 разработчиков ушёл около года. Система уже прошла несколько этапов лабораторных и полевых испытаний, включая внешний аудит. В данный момент её тестируют в реальных условиях на одном из трамвайных маршрутов Минска. Это позволит собрать данные, доработать алгоритмы и подготовить платформу к масштабному внедрению на всех видах городского общественного транспорта.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: В столице Беларуси появится новая система общественного транспорта.