
Водители часто обращаются с вопросом: правомерен ли штраф за то, что они не уступили дорогу пешеходу, который, судя по записи с видеорегистратора, сделал на переходе всего один шаг? Ситуация, когда инспектор ГИБДД выписывает постановление в таких обстоятельствах, встречается повсеместно. Даже символический выход пешехода на «зебру» может трактоваться как нарушение со стороны водителя, и тот факт, что автомобиль не создал реальной помехи, часто не принимается во внимание на месте.
Что говорят Правила дорожного движения?
Ключевой нормой является пункт 14.1 ПДД РФ. Он обязывает водителя, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть или вступившим на нее для перехода.
Здесь важно правильно понимать термин «уступить дорогу». Согласно статье 1.2 ПДД, это означает не создавать помех движению пешехода. Таким образом, нарушение возникает не в момент, когда пешеход просто ступил на переход, а только если из-за действий водителя пешеход был вынужден изменить скорость или направление своего движения. Если автомобиль проехал, а пешеход продолжил идти, не сбавив шаг и не отпрыгнув назад, формально помеха не создана.
Теория против практики: как трактуют закон инспекторы и суды
К сожалению, на практике теория часто расходится с реальным применением правил. Инспекторы ДПС, а вслед за ними и многие суды при рассмотрении жалоб, зачастую игнорируют ключевой критерий — «создание помехи». Вместо этого они оценивают ситуацию формально: фактическое расстояние между автомобилем и пешеходом в момент проезда.

Рассмотрим пример на схеме. Если водитель черного автомобиля проедет по траектории, обозначенной красной линией, не остановившись перед пешеходами, штраф ему выпишут почти гарантированно. Даже если пешеходы не остановились, шансы успешно обжаловать такое постановление крайне малы (около 1%), так как дистанция между ними и машиной минимальна.
Если автомобиль движется по пути желтой линии, ситуация становится спорной. Инспектор может выписать штраф, а может и предупредить. Суды в таких случаях чаще (в ~80% дел) поддерживают инспекцию, считая полторы полосы недостаточной дистанцией для безопасного проезда.
Совсем иначе обстоит дело с траекторией синей линии. Здесь расстояние до пешеходов значительное. Инспектор, зная слабую перспективу такого штрафа в суде, часто ограничивается предупреждением. А при обжаловании водитель имеет высокие шансы на победу — суды отменяют около 80% таких постановлений.
Обратите внимание: Наполнитель для кота в машину? Необычные вещи,которые я беру зимой в дорогу..
Пешеход на пешеходном переходе не смог передать документы Национальному бюро инспекции безопасности дорожного движения. Пост водителя-нарушителя дорожного движения № 11Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Пешеход сделал 1 шаг по пешеходному переходу, обязан ли водитель остановится и уступать ему дорогу.




