
На что только не шли энтузиасты и инженеры, чтобы модернизировать самый консервативный советский внедорожник — УАЗ!
Советские предпосылки
Появление УАЗ-31512 на свободном рынке в 1980-х годах стало настоящим событием. В условиях дефицита выбора внедорожников в СССР, этот автомобиль, несмотря на высокую стоимость, большой расход топлива и не самую выдающуюся надежность, быстро вызвал ажиотажный спрос. Уже в начале 1990-х годов небольшие частные компании начали активно переделывать ульяновские внедорожники, создавая на их базе уникальные модели. Возможности были широки: от глубокой модификации заводских машин до сборки совершенно оригинальных конструкций из агрегатов УАЗа.

ГАЗ-24‑95 — полноприводная «Волга», созданная на агрегатах УАЗ-469.
Однако история таких экспериментов началась еще в советскую эпоху. Первой ласточкой стал ГАЗ-М72, выпускавшийся в Горьком с 1955 по 1958 год. Это был гибрид, сочетавший усиленный кузов «Победы» с шасси и трансмиссией от ГАЗ-69. Интерес к модели был высок, и ее даже продавали в личное пользование, но выпуск составил менее 5000 экземпляров.
Долгое время после этого полноприводные легковые автомобили оставались для советских граждан практически недоступной экзотикой. Известны лишь единичные примеры, вроде полноприводного универсала ГАЗ-22, который, скорее всего, был самоделкой.
В 1973 году в Горьком собрали пять уникальных автомобилей ГАЗ-24-95. Это была «Волга» ГАЗ-24, установленная на узлы и агрегаты УАЗ-469. Машина создавалась по специальному заказу для охотничьих выездов Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Для простых граждан такая техника оставалась несбыточной мечтой. Ситуация изменилась лишь в конце 1980-х, когда УАЗы стали свободно продаваться, и ими заинтересовались не только частные лица, но и малые предприятия.
Новый стиль: первые частные проекты
Одной из первых творческих работ на базе шасси УАЗ-31512 стал автомобиль, построенный в мастерской Дмитрия Парфенова — известного в кругах самодельщиков инженера, связанного с НАМИ. В Ленинграде на Кировском заводе Парфенов и его коллеги основали компанию «Автостиль». В 1991 году они представили экспериментальный пикап «Пилот» с оригинальным кузовом из стеклопластика на пространственной раме. Интересно, что грузовую платформу можно было закрыть пластиковым колпаком, превратив пикап в фургон.

Внедорожник «Пилот» — детище петербургской компании «Автостиль».
Изначально машину оснащали даже американским двигателем, но создатели понимали, что спрос будет на более доступные варианты. Основной силовой установкой стал отечественный двигатель ЗМЗ от «Волги» (2.45 л, 105 л.с.), в паре с трансмиссией и мостами от УАЗ-31512. В 1992 году выпустили около десятка таких машин, включая специальную инкассаторскую версию с пуленепробиваемым кузовом.

Развитие идеи «Пилота» — внедорожник Тантор от Baltijas Dzips.
Концепцию подхватили и другие компании. Например, фирма Baltijas Dzips планировала продавать подобные внедорожники под названием Тантор БД-1322 в Прибалтике и России. Автомобиль предлагался с бензиновым двигателем ЗМЗ или дизелем Iveco, а также в удлиненных версиях пикапа и фургона. Однако проект не получил массового развития — в 1998 году собрали чуть более двадцати машин.
Еще одним продолжением стал пикап «Стрелок» от самого Дмитрия Парфенова. Концепция осталась прежней (агрегаты УАЗ, двигатели ЗМЗ), но кузов получил более простые и строгие формы. В 1998 году в Анжеро-Судженске даже начали мелкосерийную сборку под названием «Автос-2317 Стрелок», но спрос был мизерным, и до 2000 года выпустили лишь несколько десятков экземпляров.
Смена сцены: экзотика 90-х
В 1997 году на свет появился яркий и эпатажный трехдверный внедорожник Astero. Его создатель, Геннадий Хайнов (также известный в кругах самодельщиков и имевший опыт работы в НАМИ), использовал шасси УАЗ-31512 и стеклопластиковый кузов оригинального дизайна. Автомобиль оснащался либо штатным ульяновским двигателем (2.9 л, 100 л.с.), либо мощным V8 от «Волги» ГАЗ (4.25 л, 120 л.с.).

Астеро-3128 — экстравагантный внедорожник на шасси УАЗ-31512.
Несколько таких машин собрали в Санкт-Петербурге, а затем производство переместилось в Читу, где компания Dragon Motors выпустила несколько десятков автомобилей «Астро-3128». Была даже создана открытая пляжная версия под названием Jump, но таких машин собрали всего шесть штук. Как и многие подобные начинания, проект не смог выйти на самоокупаемость.

Внедорожник Jump от компании Longteng Motors — открытый вариант для отдыха.
Почти как у Генсека: «Волги» для всех
В 1990-е годы нижегородская тюнинговая компания «Техносервис» возродила идею полноприводной «Волги». Если в 1970-е ГАЗ-24-95 был привилегией высшего руководства, то теперь любой желающий мог заказать полноприводный универсал ГАЗ-31022 на удлиненном шасси УАЗ-3153.

Полноприводная «Волга» от нижегородской компании «Техносервис» — мечта советского автолюбителя, ставшая реальностью в 90-е.
Компания предлагала широкий выбор двигателей: от отечественного 130-сильного ЗМЗ-406 до импортных силовых агрегатов Rover и Toyota мощностью до 200 л.с. Мосты и раздаточная коробка оставались ульяновскими. Позже аналогичные конструкции на базе кузовов «Волги» (не только универсалов, но и седанов) пытались собирать и другие мелкие фирмы, но это были единичные, часто даже не сертифицированные экземпляры.
Ульяновск встречает Москву: гибриды с «Москвичом»
АЗЛК (Автозавод имени Ленинского комсомола) и сам разрабатывал полноприводные версии «Москвича-2141», включая пикап «Москвич-2335». Однако эти машины не были внедорожниками в полном смысле и в серию не пошли.
Более радикальный подход предложили в НАМИ. В 1997 году институт представил проект «Гренадер» — пикап «Москвич-2335», установленный на шасси и с трансмиссией от УАЗ-31512. Это была попытка создать доступный и практичный коммерческий внедорожник, но инвесторов для запуска производства найти не удалось.

Проект НАМИ «Гренадер»: кузов пикапа «Москвич-2335» на шасси УАЗ-31512.
В 1999 году НАМИ пошел еще дальше, создав экзотический пятиместный пикап «Тачанка Т-134». На длиннобазную раму УАЗ (колесная база 2780 мм) установили кузов от внедорожника «Москвич», а под капот поместили форсированный двигатель V8 от ГАЗ объемом 4.25 литра. Машина также получила мощную лебедку.

«Тачанка Т-134» — один из самых необычных проектов на агрегатах УАЗа.
Судьба всех этих конструкций была предсказуема. Они оказывались дороже серийного УАЗа, при этом наследуя его проблемы с комфортом и надежностью, а также добавляя собственные, связанные с уникальностью конструкции. Однако сегодня каждый сохранившийся экземпляр является редким артефактом эпохи автомобильного энтузиазма 1990-х и желанным объектом для коллекционеров отечественной экзотики.
источник
Автомобиль Изобретение Технологии Советский Союз Советское Производство История Автомобиля Модифицированный Ретро Автомобиль Грузовик Внедорожник Длинная Колонка 7Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: От «Волги» до «Москвича»: какие необычные внедорожники строили на базе УАЗа.