С наступлением нового сезона многие автомобилисты задумываются о проверке и обслуживании тормозной системы, уделяя особое внимание суппортам. Это абсолютно логично, ведь от состояния этого узла напрямую зависит безопасность вождения, а также долговечность тормозных колодок и дисков. Чтобы эти детали служили максимально долго и эффективно, необходимо понимать принципы их обслуживания и, что особенно важно, правильно подбирать смазочные материалы. В этой статье мы подробно разберем, какие именно смазки нужны для разных элементов тормозной системы и как их правильно применять.
Зачем нужны специальные смазки?
Для полноценного обслуживания тормозов недостаточно обычных смазок. Требуются специализированные составы, разработанные для работы в экстремальных условиях: при высоких температурах, возникающих от трения, под воздействием влаги, дорожных реагентов и грязи. Как правило, ассортимент таких смазок делится на универсальные и узкоспециализированные — отдельно для колодок, поршней суппорта и его направляющих пальцев.
Эта схема наглядно показывает, какие именно узлы нуждаются в обработке.
Смазка для тормозных колодок
Начнем с колодок. Важно понимать: смазывается не рабочая фрикционная накладка, а тыльная (нерабочая) металлическая часть колодки.
Обработанная смазкой тыльная сторона колодки защищена от коррозии и меньше скрипит при торможении.
Смазка тыльной стороны выполняет две ключевые функции: защищает металл от ржавчины и предотвращает появление противного скрипа при торможении. Этот звук часто возникает из-за микровибраций и перемещений колодки внутри суппорта, когда ее металлическая основа контактирует с поршнем или скобой.
Противоскрипная смазка МС 1620, разработанная специально для нерабочих поверхностей колодок.
Также не забудьте про торцы колодки, которые скользят по направляющим в суппорте. Их смазка обеспечивает плавное и беспрепятственное движение. Для обработки как тыльной стороны, так и торцов можно использовать либо универсальную силиконовую смазку для суппортов МС 1600, либо специализированную противоскрипную пасту МС 1620.
Смазанный торец колодки гарантирует ее плавное перемещение в суппорте.
Эти составы эффективно работают в широком температурном диапазоне и обычно сохраняют свои свойства на протяжении всего сезона. Они обеспечивают не только плавность хода колодки, но и акустический комфорт, устраняя посторонние шумы, вызванные вибрациями.
Универсальная смазка МС 1600 для различных узлов суппорта.
Смазка для поршня суппорта
Теперь перейдем к поршню суппорта. От его способности плавно выдвигаться и создавать необходимое давление зависит сила прижатия колодок к диску. Если поршень закиснет и будет заедать, эффективность торможения снизится. Если же он не будет возвращаться в исходное положение, колодки не отойдут от диска, что приведет к их ускоренному и неравномерному износу, повышенному расходу топлива и ухудшению динамики автомобиля.
Неравномерный износ колодок часто является следствием заклинившего поршня или направляющих.
Идеальный вариант — смазать поршень при сборке суппорта, перед установкой на автомобиль. Однако добавить смазку можно и в процессе эксплуатации. Для этого нужно максимально выдвинуть поршень (можно использовать старые колодки как упор), аккуратно отогнуть защитный пыльник и с помощью шприца ввести под него небольшое количество специальной смазки. После этого поршень возвращается на место.
Поршень суппорта удобнее всего смазывать перед его установкой в цилиндр.
Для поршня рекомендуется использовать полиалкиленгликолевую литий-комплексную смазку (PAG). Она обеспечивает идеальное скольжение и надежную защиту от износа как самого поршня, так и зеркала цилиндра, выдерживая высокие температуры и малые колебательные движения. Наносить ее нужно очень тонким слоем.
Смазка PAG отлично подходит как для направляющих пальцев, так и для поршней суппорта.
Смазка для направляющих пальцев
Эту же смазку PAG можно и нужно наносить на направляющие пальцы суппорта.
Обратите внимание: Своевременное качественное техническое обслуживание — сохранит Ваши финансы..
Именно направляющие отвечают за плавное и равномерное перемещение плавающей скобы суппорта. Огромное количество проблем с тормозами, вплоть до заклинивания, происходит из-за того, что пальцы либо не смазаны вовсе, либо смазаны неподходящим составом.Частая ошибка — использование медных или графитовых смазок. Они изготавливаются на основе минеральных масел, которые негативно взаимодействуют с резиновыми пыльниками, вызывая их разбухание или, наоборот, усыхание. В результате пыльник теряет герметичность, внутрь попадает влага и грязь. Со временем смазка закоксовывается, что приводит к коррозии и полному заклиниванию пальца.
Использование медной смазки на направляющих может привести к их заклиниванию и повреждению пыльников.
Смазка PAG, в отличие от них, абсолютно нейтральна к резине. Для работы узла ее требуется совсем немного — одного стика массой 5 грамм хватит на обслуживание направляющих суппортов одной оси.
Альтернативой может служить силиконовая смазка МС 1630 с добавлением PTFE (тефлона). Микрочастицы тефлона создают на поверхности тонкую защитную пленку с низким коэффициентом трения, которая устойчива к агрессивным воздействиям и перепадам температур.
Смазка МС 1630 создана специально для направляющих пальцев суппортов.
Если у вас уже есть универсальная смазка МС 1600, ею тоже можно обработать направляющие. Главное правило — не переборщить. Излишне толстый слой этой смазки со временем может закоксоваться. После тщательной очистки пальца нанесите на него минимальное, почти прозрачное количество МС 1600. Этого будет достаточно для долгой и надежной работы.
Тонкий слой смазки МС 1600 на направляющем пальце не коксуется и надолго сохраняет подвижность узла.
Важные нюансы и ограничения
Напомним, что МС 1600 — смазка универсальная и подходит для колодок, направляющих и поршней. Однако есть одно серьезное ограничение: ее нельзя использовать на поршнях, если в тормозной системе залита жидкость стандарта DOT5. Оба этих продукта сделаны на силиконовой основе и могут взаимно растворяться. А вот с жидкостью DOT5.1 смазка МС 1600 полностью совместима, так как та не содержит силикона и является дальнейшим развитием DOT4.
Финальный и обязательный шаг
После завершения всех работ по обслуживанию тормозной системы, прежде чем начать движение, обязательно несколько раз до упора нажмите на педаль тормоза. Это необходимо, чтобы колодки заняли рабочее положение, выбрав все зазоры. Многие водители, пропустив этот шаг, пугались, когда при первом же торможении педаль проваливалась почти в пол. Не повторяйте эту ошибку.
После обслуживания тормозов всегда прокачивайте педаль перед началом движения.
Если у вас остались вопросы по обслуживанию суппортов — задавайте их в комментариях. Также нам будет интересен ваш опыт, особенно если вы использовали описанные смазки.
Больше о смазках и авто в соцсетях:
TikTok
ВКонтакте
Одноклассники
Drive2
YouTube
#автомобиль #ремонтавто #двигательавто #автосалоны
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Обслуживание тормозной системы: смазка для суппортов и колодок.

