В морском музее Канады (L’Isllet-sur-Mer, провинция Квебек) хранится самый быстроходный в мире корабль на подводных крыльях «Bras d'Or» FHE 400, который в период 1968-1971 гг. входил в состав ВМС Канады.
Корабль "Bras d'Or" FHE 400 в музее КанадыСозданию корабля предшествовали опубликованная в журнале «Scientific Аmеriсаn» в марте 1906 г. статья, содержащая теорию работы подводных крыльев, и экспериментальные испытания на моделях, начатые в 1908 г. на озере Bras d'Or (провинция Новая Шотландия, Канада). В частности, на модели HD-4-Hydrodome number 4 в 1919 г. был установлен непревзойдённый в течение 20 лет рекорд скорости хода – около 61,5 уз.
Однако строительство боевого корабля на подводных крыльях было начато лишь в 1963 г. На базе опытового судна «Bras d'Or» R 103 верфь Marine Industries Limited, Sorel-Tracy (провинция Квебек) построила корабль на подводных крыльях «Bras d'Or» FHE 400.
В ходе морских испытаний в полном грузу «Bras d'Or» FHE 400 показал устойчивую длительную скорость полного хода более 63 узлов при волнении высотой до 1,0 м. Морские испытания продолжались с сентября 1968 г. по июль 1971 г. За это время судно прошло 96 часов на подводных крыльях и 552 часа в водоизмещающем режиме. Наиболее протяжённый переход в 2 500 морских миль из Hamilton (Бермудские о-ва) в Norfolk (штат Виргиния, США) был выполнен в июне 1971 г.
Основные характеристики корабля на подводных крыльях «Bras d'Or»: полное водоизмещение – 200 т; длина – 46,0 м, ширина – 6,55 м, размах подводных крыльев – 20,1 м, осадка без хода – 7,0 м; проектная скорость полного хода – 60 узлов; дальность плавания – 500 морских миль на подводных крыльях, 1 500 морских миль в водоизмещающем режиме; экипаж – 29 чел.
Основную часть подъёмной силы (90%) создают подводные крылья, расположенные несколько в корму от миделя; остальные 10% создаются носовыми подводными крыльями.
Имеются две раздельные энергоустановки с четырьмя гребными валами:
– для хода на подводных крыльях – два двигателя FT4A-2 мощностью по 19 МВт (25500 л. с.) при 21500 об/мин. фирмы Pratt & Whitney; каждый двигатель приводит через редуктор фирмы General Electric трёхлопастной суперкавитирующий гребной винт диаметром 1,22 м;
– для хода в водоизмещающем режиме – два 16-цилиндровых дизельных двигателя 16YJCM мощностью по 2 000 л. с. фирмы Davey Рахmаn; каждый дизельный двигатель приводит трёхлопастной гребной винт регулируемого шага диаметром 2,13 м, обеспечивая скорость до 15 узлов. Расстояние между осями этих гребных винтов составляет 3,05 м. Использование двух разнесённых гребных винтов регулируемого шага обеспечивает высокую маневренность на самых малых скоростях хода.
Имеется навигационная радиолокационная система. По проекту на корабле на подводных крыльях должны были быть установлены 2х2 торпедных аппарата Mk.32 калибром 323 мм для торпед Mk.46 и лёгкая гидроакустическая система SQS 507 переменной глубины. Однако это вооружение не было установлено.
Компьютерная модель корабля Bras d'Or» FHE 400Корабль на подводных крыльях предназначался для отработки новых технологий борьбы с подводными лодками в открытом океане. Изменение приоритетов задач, стоящих перед ВМС Канады, а также чрезмерные затраты на эксплуатацию корабля стали причинами его досрочного вывода из состава флота.
#быстроходный корабль #подводные крылья #морские испытания #рекорд скорости хода #суперкавитирующий гребной винт #история военно-морских сил #гребной винт #история кораблестроения #канада #дизельный двигатель
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Самый быстроходный в мире корабль на подводных крыльях.