В Морском музее Канады, расположенном в городе Л'Иль-сюр-Мер (провинция Квебек), находится уникальный экспонат — корабль на подводных крыльях «Bras d'Or» FHE 400. Этот корабль, который с 1968 по 1971 год служил в составе Военно-морских сил Канады, до сих пор удерживает мировой рекорд как самое быстроходное судно своего класса.
Корабль «Bras d'Or» FHE 400 в музее Канады
Истоки технологии: от теории к первым рекордам
История создания «Bras d'Or» уходит корнями в начало XX века. Теоретическая основа для судов на подводных крыльях была заложена в статье, опубликованной в журнале «Scientific American» в марте 1906 года. Практические эксперименты начались в 1908 году на озере Брас-д'Ор в Новой Шотландии. Именно там, в 1919 году, экспериментальная модель HD-4 установила невероятный для своего времени рекорд скорости — около 61,5 узла (114 км/ч), который оставался непревзойденным целых два десятилетия.
От эксперимента к боевому кораблю
Несмотря на ранние успехи, к строительству полноценного боевого корабля на подводных крыльях канадцы приступили только в 1963 году. За основу был взят опытный образец «Bras d'Or» R 103. Судно, получившее обозначение FHE 400, было построено на верфи Marine Industries Limited в Сорель-Трейси (Квебек).
Испытания и рекорды
Морские испытания нового корабля, проходившие с сентября 1968 по июль 1971 года, подтвердили его выдающиеся характеристики. При полной загрузке и волнении до 1 метра «Bras d'Or» FHE 400 стабильно развивал скорость свыше 63 узлов (около 117 км/ч). За время испытаний судно провело 96 часов в режиме движения на крыльях и 552 часа в обычном водоизмещающем режиме. Одним из самых значимых достижений стал переход в июне 1971 года из Гамильтона (Бермудские острова) в Норфолк (Виргиния, США) протяженностью 2500 морских миль.
Технические характеристики
Корабль «Bras d'Or» FHE 400 обладал следующими основными параметрами:
• Полное водоизмещение: 200 тонн.
• Длина: 46,0 м, ширина: 6,55 м.
• Размах подводных крыльев: 20,1 м.
• Проектная скорость: 60 узлов.
• Дальность плавания: 500 миль на крыльях, 1500 миль в водоизмещающем режиме.
• Экипаж: 29 человек.
Конструкция подводных крыльев была рассчитана таким образом, что 90% подъемной силы создавали кормовые крылья, расположенные позади миделя, и лишь 10% — носовые.
Уникальная силовая установка
Корабль был оснащен двумя независимыми энергетическими системами для разных режимов движения:
1. Для хода на подводных крыльях: два газотурбинных двигателя Pratt & Whitney FT4A-2 мощностью 19 МВт (25 500 л.с.) каждый. Они вращали через редукторы General Electric трехлопастные суперкавитирующие гребные винты диаметром 1,22 м, специально разработанные для движения на высоких скоростях.
2. Для водоизмещающего режима: два 16-цилиндровых дизельных двигателя Davey Paxman мощностью по 2000 л.с. Они приводили в движение винты регулируемого шага диаметром 2,13 м, обеспечивая скорость до 15 узлов и отличную маневренность на малых ходах.
Компьютерная модель корабля Bras d'Or FHE 400
Предназначение и завершение службы
Изначально «Bras d'Or» FHE 400 создавался как платформа для испытания новых технологий борьбы с подводными лодками в открытом океане. По проекту он должен был нести торпедное вооружение и гидроакустическую станцию, однако это оборудование так и не было установлено. Изменение военно-морской доктрины Канады, а также высокая стоимость эксплуатации этого технологически сложного судна привели к его досрочному выводу из состава флота. Несмотря на короткую службу, «Bras d'Or» навсегда вошел в историю кораблестроения как смелый инженерный эксперимент и рекордсмен скорости.
#быстроходный корабль #подводные крылья #морские испытания #рекорд скорости хода #суперкавитирующий гребной винт #история военно-морских сил #гребной винт #история кораблестроения #канада #дизельный двигатель
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Самый быстроходный в мире корабль на подводных крыльях.


