У меня в семье все водители, я, отец, дед. Самому старшему члену семьи почти 95 лет. Дед проработал трактористом всю жизнь, и я его навещаю каждый день. Я приезжаю на небольшом грузовике, где установлен дизельный агрегат. Как-то раз сказал деду: «Где тут у вас можно заправиться соляркой поблизости?». Дед усмехнулся и сказал: «Нигде, нет солярки уже давно!». Я сначала не понял, а потом дед мне заявил, что уже лет 70 как не продают солярки. Я еще сильнее удивился (скажу сразу, дед маразмом не страдает). И, самое интересное, дед оказался прав! То, что мы называем сейчас «соляркой», никакого отношения не имеет к настоящей солярке. Солярку мы сейчас называем марку ДТ- дизельное топливо, а каких-то 70 лет назад действительно были и солярка, и дизельное топливо.
Что такое ДТ
ДТ или дизельное топливо – это композиция разных углеводородов, куда входят ароматические, нафтеновые и парафиновые вещества. Также при выкипании выделяются другие вещества. Все это можно увидеть при температуре от +185С до +300С.
После очистки в производственных условиях, и добавления присадок вязкость вещества нормализуется в предельных значениях 2-4,5 мм кв./с., а температура вспышки готового вещества +70С
В состав ДТ входят различные компоненты, или фракции прямой нефтеперегонки, в том числе газойлевые, керосиновые и даже, на минутку, соляровые элементы. ДТ используется для силовых агрегатов, установленные на автомобильном, железнодорожном, судовом, речном, авиационном транспорте.
Что такое солярка?
Иногда можно встретить второе название – масло соляровое, соляра. Этот один из вариантов фракций нефти. После перегонки, остаточная солярка может быть включена в состав всем известного дизельного топлива. Предварительно солярка проходит щелочную очистку. Вязкость продукта равна 5-9 мм кв./с, а температура вскипания от +240С до +400С.
По ГОСТу (да, оказывается есть такой древний регламент для солярки), температура вспышки +40С, хотя на практике почему-то +45С. Солярку использовали для тихоходной сельхозтехники. Кстати, мой дед был трактористом в 50-х годах ХХ столетия, поэтому он заправлял трактора соляркой. Вот почему он улыбался мне при названии солярка!
Четыре признака, позволяющие отличить ДТ и солярку
Теперь становится ясным и очевидным факт, что солярка и ДТ – это два разных вида ГСМ. В современные дизельные агрегаты солярку заливать ни в коем случае нельзя. Последний раз этот вид топлива продавали в конце 50-х годов, после чего пришлось совсем отказаться. В этот же период начинается процесс массового отказа производства техники, точнее силовых агрегатов, которые работали на солярке. Если вы найдете где-то солярку и заправите им двигатель, то вам гарантирован 100% выход из строя машины.
Теперь обобщаем данные.
1. Соляровые компоненты в чистом виде нигде не встречаются, они входят как фракция в состав ДТ.
2. У солярки вязкость всегда выше, чем у дизельного топлива – 9 мм кв./с против 2 мм кв./с.
3. У солярки температура вскипания на порядок выше, чем у дизельного топлива (+240С…+400С против +180…+350С).
4. Температура вспышки у солярки ниже, где +40С, у дизельного топлива выше, примерно +75С.
Так что, мой дед оказался прав, нет сейчас солярки в продаже, нигде. А то что мы называем ДТ солярой, это скорее всего традиция, которая на протяжении 70 – 80 лет никак не может уйти из голов российских водителей. Кстати, на Западе вы нигде не услышите, чтобы дизельное топливо называли «соляркой». Вот почему многие иностранцы, приезжая в Россию недоумевают, почему ДТ местные называют соляркой.
Больше интересных статей здесь: Дизель.
Источник статьи: Чем отличается дизель от соляры?.