В истории советского автопрома было создано немало надежных автомобилей, но лишь некоторые из них стали по-настоящему народными. Одним из таких символов эпохи стал полноприводный вездеход ГАЗ-69. Эта машина заслужила любовь и уважение по всей стране: её можно было встретить и в городских службах, и в отдаленных деревнях, и в воинских частях. Она служила в пожарных командах, медицинских бригадах, работала на аэродромах и даже возила детей в пионерские лагеря. Конструкторы дали модели официальное имя «Труженик», однако в народе она получила куда более живое и запоминающееся прозвище — «Козлик».
История легенды началась на Горьковском автозаводе в 1946 году, когда инженеры приступили к разработке нового автомобиля повышенной проходимости. Серийное производство было запущено в 1953 году, а уже с 1952-го первые опытные образцы проходили суровые испытания в различных климатических зонах. Конструктивной основой ГАЗ-69 стала прочная несущая рама, обеспечивавшая автомобилю исключительную выносливость и надежность.
Конструкция и особенности
Первые версии, создававшиеся в первую очередь для армии, имели двухдверный кузов. Задняя часть представляла собой многофункциональный отсек: здесь можно было перевозить до 500 кг груза или разместить шесть человек на откидных скамейках. Крыша была брезентовой, что позволяло в летнее время превращать автомобиль в почти открытый. Одной из характерных, но не самых удобных особенностей было расположение запасного колеса с левой стороны, которое существенно сужало проход для водителя.
Техническое оснащение
Сердцем «Козлика» стал проверенный четырехцилиндровый двигатель от легендарной «Победы» (ГАЗ-М20) объемом 2 литра и мощностью 55 лошадиных сил. Оттуда же была позаимствована и трехступенчатая механическая коробка передач, правда, с напольным рычагом переключения. Подвеска на листовых рессорах была простой и живучей, однако амортизаторы не всегда справлялись с неровностями, из-за чего езда по ухабистому бездорожью была довольно тряской. Со временем появились и гражданские, более удобные четырехдверные модификации, которые особенно полюбились в сельской местности.
Обратите внимание: Лучшие внедорожники 2020 года.
Салон и история производства
Интерьер всех версий ГАЗ-69 был аскетичным и сугубо утилитарным: минимальный набор приборов, тяжелый руль, рычаг КПП и, пожалуй, единственное «удобство» — обогреватель-«печка». Производство на ГАЗе продолжалось до 1956 года, после чего все мощности по выпуску этой модели были переданы на Ульяновский автозавод (УАЗ). Там легендарный вездеход собирали вплоть до 1973 года, создав множество модификаций, в том числе и для нужд милиции. Сегодня встретить «Козлика» на дорогах — большая редкость, они сохранились в основном в музеях и частных коллекциях.
Экспериментальные версии
По инициативе Никиты Хрущева инженеры проводили смелые эксперименты, пытаясь создать машину, способную покорять глубокий снег. На базе ГАЗ-69 испытывали гусеницы Неждановского, сверхширокие арочные шины и даже экзотические колеса-фрезы с лыжами. Однако эти интересные разработки так и остались опытными образцами, не попав в серийное производство.
Наследие легенды
Удивительно, но, несмотря на прекращение выпуска в начале 70-х, ГАЗ-69 оставался на вооружении Советской, а затем и Российской армии вплоть до 1994 года. Всего с конвейеров сошло более 600 тысяч этих автомобилей. «Козлик» пользовался огромной популярностью и за рубежом, экспортируясь в более чем 60 стран мира. Для СССР ГАЗ-69 стал не просто машиной, а настоящим символом: он участвовал в военных парадах, помогал в уборке урожая, служил геологам и лесникам, выполняя самые разные задачи в масштабах огромной страны.
#газ69 #газ #gaz69 #внедорожник #offroad #авто #бездорожье #4x4 #козлик #ссср
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Мечта советского человека газ-69а / Легенда бездорожья внедорожник газ 69 из ссср.

