В конце 1970-х годов перед Волжским автозаводом была поставлена уникальная задача. Министерство обороны СССР заказало разработку специального транспортного средства для командиров рот — автомобиля, способного одинаково уверенно передвигаться не только по дорогам и бездорожью, но и по воде. Чтобы не привлекать излишнего внимания, проект замаскировали под создание машины для охотников и рыболовов. За основу будущей амфибии взяли узлы и агрегаты от перспективного внедорожника ВАЗ-2121 «Нива», который тогда ещё не был запущен в серийное производство. Главной инженерной целью стало создание не просто лодки на колёсах, а полноценного автомобиля с узнаваемым обликом, который мог бы преодолевать водные преграды за счёт вращения колёс, а не с помощью гребного винта.
Первые прототипы и выявленные проблемы
Конструкторам предстояло решить сложнейшую задачу: разместить стандартные автомобильные агрегаты внутри полностью герметичного стального корпуса, обеспечив при этом их эффективное охлаждение. От первых набросков до постройки двух ходовых макетов прошло около пяти лет. В 1976 году опытные образцы, получившие за свой угловатый дизайн прозвище «Крокодилы», вышли на испытания. Практика сразу выявила ряд серьёзных недостатков: кузов пропускал воду, силовой агрегат и трансмиссия перегревались, а специально разработанные шины ВлИ-6 с высоким профилем создавали чрезмерную нагрузку на трансмиссию, приводя к её поломкам.
Несмотря на трудности, ключевой показатель был достигнут. На суше машина, получившая индекс ВАЗ-2122 и имя «Река», демонстрировала проходимость не хуже базовой «Нивы». На воде, чтобы привести её в движение, достаточно было выбрать третью передачу и включить понижающую ступень в раздаточной коробке. Скорость на плаву составляла около 4,3 км/ч.
Обратите внимание: ЛуАЗ-969 самый крутой советский внедорожник.САМЫЙ проходимый внедорожник ссср.вездеход луаз.обзор история создания.
Десятилетняя эволюция и технические решения
В течение последующего десятилетия инженеры ВАЗа провели глубокую модернизацию амфибии. Чтобы снизить нагрузку на трансмиссию, передаточное число главной пары редуктора уменьшили с 4,78 до 4,44, а от проблемных шин ВлИ-6 отказались в пользу стандартных для «Нивы» покрышек ВлИ-5. Конструкцию облегчили и сделали компактнее. С перегревом боролись комплексно: вместо 1,6-литрового двигателя установили менее теплонапряжённый мотор объёмом 1,3 литра, оснастили его увеличенным радиатором и добавочным вентилятором. В конструкцию кузова внедрили специальный воздуховод, который направлял потоки воздуха сначала к двигателю, а затем к раздаточной коробке.
Особого внимания заслуживает оригинальная система воздухозаборника. Водитель с помощью специальной рукоятки мог перекрывать заборное отверстие в передней части и открывать аналогичное на капоте, что было критически важно при движении по воде. Ещё одним ключевым решением стало вынесение переднего редуктора за пределы герметичного отсека кузова, что окончательно решило проблему его охлаждения. Все эти меры позволили не только избавиться от перегрева, но и сохранить скорость на воде на уровне 4 км/ч. В 1983 году ВАЗ-2122 «Река» успешно прошёл все государственные испытания, однако в серийное производство так и не поступил. Причиной стал отказ Министерства обороны от закупок ввиду нехватки финансирования — ведомство не смогло выделить средства на ежегодный выпуск 500 таких машин. Этот уникальный проект так и остался яркой, но нереализованной страницей истории советского автопрома.
#ВАЗ2122 #ВАЗРека #армейскийавтомобиль #внедорожник #АвтоВАЗ #автоклассика #советскиеавтомобили #автоСССР #советскийавтопром #автомобильная_история_от_Maxxis
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Нива, которую научили плавать или история создания ваз-2122 «Река» – армейского автомобиля-амфибии.



