В конце 70-х годов Министерство обороны СССР заказало конструкторам Волжского автозавода создание внедорожника, предназначенного для передвижений командира роты по дорогам, бездорожью и… водоёмам. Чтобы избежать режима секретности, разработку обозначили как транспорт для рыболовов и охотников и приступили к проектированию. В основу будущей армейской амфибии легли узлы и агрегаты от «Нивы» ещё до того, как этот отечественный внедорожник был запущен в серию. При этом главной задачей стала постройка не типичной для той поры лодки на колёсах, а полноценной машины с соответствующей внешностью, способной легко форсировать водные преграды за счёт вращения колёс, а не винтов.
Так конструкторам пришлось искать решение, позволившее разместить стандартные узлы и агрегаты внутри герметичного стального корпуса, решив главный вопрос – их эффективное охлаждение. От первых эскизов до постройки двух прототипов прошло 5 лет. И вот в 1976 году опытные образцы, за свою пока ещё топорную внешность прозванные «Крокодилами», приступили к ходовым испытаниям. С ними пришли и первые проблемы – герметичность кузовов на воде оставляла желать лучшего, агрегаты перегревались, а специально созданные для экспериментального транспорта шины ВлИ-6 с увеличенным профилем выводили из строя трансмиссию вследствие повышенной нагрузки.
Впрочем, главная цель всё же была достигнута – не менее проходимая, чем «Нива» на суше, на воде «Река» оказалась способна развивать скорость в 4,3 км/ч, стоило лишь выбрать третью скорость и включить «понижайку» в раздаточной коробке.
Обратите внимание: ЛуАЗ-969 самый крутой советский внедорожник.САМЫЙ проходимый внедорожник ссср.вездеход луаз.обзор история создания.
За следующие 10 лет вазовские инженеры существенным образом модернизировали своё детище: для снятия чрезмерных нагрузок на трансмиссию передаточное число главной пары уменьшили с 4,78 до 4,44 и вернулись к стандартным для Нивы шинам ВлИ-5. Сам автомобиль стал легче и компактнее. Проблему перегрева решили целым комплексом мер: вместо 1,6-литрового мотора установили двигатель объёмом 1,3 литра, снабдили его увеличенным радиатором охлаждения и дополнительным вентилятором. А также предусмотрели в конструкции кузова воздуховод, направлявший воздушные массы к мотору, а затем к раздатке.Конструкцию воздухозаборника двигательного отсека также сделали весьма оригинальной – водитель с помощью специальной рукоятки мог закрывать прорезь в передней части машины и открывать тем самым аналогичное отверстие в капоте внедорожника. Передний редуктор конструкторам удалось расположить за пределами герметичной части кузова, что окончательно решило вопрос с его охлаждением. Всё это позволило не только избавиться от перегрева узлов, но и сохранить скорость на воде, равную 4 км/ч. В 1983 году ВАЗ-2122 успешно прошёл все положенные ему госиспытания, но в серию, увы, так и не попал – сказалось отсутствие средств у Минобороны на закупку 500 таких машин в год… А вы бы хотели самостоятельно испытать подобную технику в деле? 😉
#ВАЗ2122 #ВАЗРека #армейскийавтомобиль #внедорожник #АвтоВАЗ #автоклассика #советскиеавтомобили #автоСССР #советскийавтопром #автомобильная_история_от_Maxxis
Больше интересных статей здесь: Внедорожник.
Источник статьи: Нива, которую научили плавать или история создания ваз-2122 «Река» – армейского автомобиля-амфибии.