Экспедиция на Кольский полуостров: Глава I. Испытание «Дорогой тысячи ручьев»

Цикл статей о двухнедельном путешествии по Кольскому полуострову. Первая глава посвящена экстремальному маршруту «Дорога тысячи ручьев».

Неожиданное приглашение

Лето 2021 года. Мы с Артемом возимся в гараже с моей машиной. Внезапно ему звонит друг и задает прямой вопрос: «Едешь на Кольский?». Артем, не отрываясь от работы, переспрашивает у меня. Мой ответ был честным: «Да, а где это?». Так, буквально за минуту, было принято судьбоносное решение. После короткого ликбеза от Артема о том, что Кольский — это не деревня, а целый полуостров, и недели изучения фотографий захватывающих карельских пейзажей, я мысленно уже был там. Иногда самые грандиозные путешествия начинаются именно так — с легкого «да» и любопытства.

Дорога тысячи ручьев: суровая реальность

Иногда проще ехать прямо по воде.

Этот маршрут полностью оправдывает свое название. Два дня непрерывной борьбы: валуны, глубокие броды, скользкие бревна и разбитые шпалы. Средняя скорость — 5 км/ч. Даже на подготовленных внедорожниках это испытание не прошло даром: отвалившийся полный привод, перевернутый прицеп, помятые защиты, оторванные пороги и сломанные бампера. «Дорога тысячи ручьев» не щадит ни технику, ни нервы.

Прицеп тоже устал от этого пути.

Весь маршрут занял около 20 часов напряженного движения. К концу второй экипаж шел уже только на заднем приводе — полный вышел из строя. Это не туристическая трасса, здесь не на что особо смотреть. Это полигон для оттачивания внедорожного мастерства, где цена ошибки очень высока.

Триумф на вершине

И вот, вечером второго дня, измученные, но не сломленные, мы выбрались к подножию Ловозерских гор. Сложно передать ту бурю эмоций, которая охватила нас, когда с возвышенности открылся вид на пройденный путь. Весь тот лес, где в минуты отчаяния хотелось все бросить, все камни и броды, которые казались непреодолимыми, — теперь лежали внизу, покоренные. Это был лучший вид в моей жизни — вид на собственные преодоленные трудности.

На фото все выглядит куда безобиднее, чем в памяти.

Затем начались традиционные походные будни: ремонт, выпрямление погнутого, крепление оторванного. Тихий вечер у костра и долгожданный сон. Правда, под утро разыгралась непогода, и ветер едва не унес мою палатку, но смекалка и машина рядом помогли удержаться на месте.

Случайная находка в горах — река с невероятно бирюзовой водой. Вряд ли мы найдем ее снова, но цвет воды был именно таким.

Квест по тундре: потеряться, чтобы найти

Утро встретило нас полной неизвестностью. Дорог нет, тропинок нет, навигаторы, включая «продвинутый» Garmin, отказались работать. Перед нами расстилался девственный ковер тундры, и никто не знал, как отсюда выбраться к людям.

В ход пошли бумажные карты Генштаба. Поехали по выбранному направлению. Не туда. Совещание, новые теории, снова в путь. Снова не туда. День клонился к закату, а с ним таяли и запасы топлива. Рисковать дальше не имело смысла — эвакуация из таких мест стоит целое состояние. Важно отметить: перед сложными маршрутами обязательно нужно регистрироваться в МЧС. Если машина встанет, вариантов немного: идти пешком десятки километров или вызывать спасателей, которые, однако, технику не эвакуируют. Она так и останется памятником неудаче.

Наш главный навигатор в тот момент.

Все понимали, что делать, но не решались сказать это вслух. Наконец, нашелся смельчак: «Вариант у нас один — неприятный, но проверенный. Обратно в лес». Туда, откуда мы только что с таким трудом выбрались. Пришлось проглотить эмоции и двинуться в обратный путь. Знакомый маршрут дался легче — всего 9 часов, и мы снова были на исходной точке.

Вид, несмотря ни на что, был шикарным.

Направление — край земли

Дальше наш путь лежал к мысу Немецкому — самой северной континентальной точке Европейской части России. Небольшой географический ликбез: это не самая северная точка страны. Материковый рекорд держит мыс Челюскин в Красноярском крае, а островной — мыс Флигели на Земле Франца-Иосифа. Многие путают эти факты, но для нас важно было ощутить эту границу.

В следующей главе я расскажу о полуостровах Средний и Рыбачий, о мысе Немецком и военных history тех мест, которая до сих пор жива в памятниках и окопах. Часть этих впечатлений уже вылилась в отдельную статью о Мустатунтури — месте настолько сильном, что о нем нельзя было молчать.

Спасибо, что были с нами в этом первом, самом сложном отрезке пути. Ваши лайки и комментарии, особенно с опытом или советами, очень важны для других путешественников.

#кольский полуостров #Заполярье #путешествие на машине #путешествия #внедорожник #туризм #внутренний туризм #туристы #юракира #Россия

Обратите внимание: Космический автомобиль ездит по дорогам. Кто будет первым обладателем?.

Больше интересных статей здесь: Внедорожник.

Источник статьи: Едешь на Кольский? Да, а где это? Кольский полуостров. Глава i. Дорога тысячи ручьев.