Автомобили советских знаменитостей: равенство с оговорками
В эпоху СССР, несмотря на декларируемое равенство, доступ к дефицитным товарам, включая иномарки, был разным. Такие автомобили чаще всего становились привилегией партийной элиты, высокопоставленных чиновников и известных деятелей культуры. Однако среди знаменитостей были и те, кто сознательно отдавал предпочтение отечественному автопрому. Одним из таких был легендарный актер и клоун Юрий Никулин, чьи автомобили, хоть и были советскими, порой отличались редкими модификациями.
Пешеход по убеждению
По своей натуре Юрий Владимирович был убежденным пешеходом и относился к личному автотранспорту с изрядной долей скепсиса. Он считал, что погоня за комфортом заставляет человека упускать из виду простые, но важные жизненные радости: неспешные прогулки, пение птиц, детский смех. Поэтому за руль он сел довольно поздно, уже после сорока лет, и сделал это вынужденно — ради роли в кино.
Учеба для роли: «Берегись автомобиля»
Необходимость научиться водить возникла в связи со съемками в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где Никулину предстояло сыграть Юрия Деточкина. Понимая, что у актера нет опыта, режиссер предоставил ему персонального инструктора. Учеба давалась непросто: в первый же день на «Волге» Никулин едва не сбил дворника, повредив лишь его лопату.
Несмотря на трудности, актер освоил навык, сдал экзамены и получил права. Его уважение к искусству вождения возросло, однако первый же самостоятельный выезд по Ленинскому проспекту на скорости 120 км/ч закончился остановкой инспектором ГАИ. Сотрудник, узнав Никулина, пошутил о виртуозной езде в фильме, но актер честно признал нарушение и заплатил штраф, после чего стал водить осмотрительнее.
Первая любовь: редкий универсал ГАЗ-22
Хотя роль Деточкина в итоге досталась Иннокентию Смоктуновскому, у Никулина появился свой автомобиль. Им стал редкий для частного владения универсал ГАЗ-22 «Волга», который выпускался мелкими сериями для госучреждений. Один такой автомобиль был списан цирком, где работал актер. Увидев в просторном багажнике идеальное место для реквизита, Никулин взял ссуду и выкупил машину за 6200 рублей.
За время владения с этим автомобилем связали несколько забавных историй. Инспекторы ГАИ часто останавливали машину с запоминающимся номером «80-60 МОТ» не для проверки, а чтобы взять автограф у знаменитого владельца. Была и попытка угона, которую предотвратило импортное противоугонное устройство на рулевой колонке.
Автомобиль подвергся ряду доработок: появились дополнительные противотуманные фазы, «клыки» на бампере, вишневые чехлы на сиденья (привезенные из поездки в США), а первоначальный серый кузов был перекрашен в черный. Под капотом у этого универсала на базе «Волги» третьей серии был 75-сильный двигатель. Никулин эксплуатировал ГАЗ-22 до 1972 года, после чего подарил его сыну на день рождения.
«Невезучий» номер 13 и ГАЗ-24
Следующей машиной актера стала новая «Волга» ГАЗ-24, которую он лично забрал с завода в Горьком (ныне Нижний Новгород). Поездка сразу омрачилась техническими неполадками — течью масла и антифриза, которые пришлось устранять на месте. При регистрации автомобилю достался номер «00-13 МО». В то время многие отказывались от «несчастливого» числа 13, но Никулин, наоборот, заявил, что это его любимое число.
Однако автомобиль и правда оказался непростым: в первый же год Никулин попал в четыре аварии, лишь одна из которых была по его вине (занос на снегу и столкновение с хлебным фургоном). Машину несколько раз били на парковке, пытались угнать, вскрывали магнитолу, а в 1982 году её угнали окончательно и безвозвратно.
Чтобы остаться на колесах, актер приобрел подержанный универсал ВАЗ-2102, подтвердив свою любовь к практичным кузовам. Но и эта машина вскоре перешла к его сыну.
Подарки: от Mercedes до Volkswagen
В поздние годы Никулин редко садился за руль сам, предпочитая услуги водителя. На работу его возил Mercedes-Benz W126 с персональным номером «НИКУЛИН 75», подаренным руководством московской ГАИ к юбилею актера.
Единственной настоящей иномаркой в собственности Никулина стал Volkswagen Beetle («Жук») в темно-зеленом цвете. Его в 1988 году подарила финская строительная компания, участвовавшая в возведении нового здания цирка на Цветном бульваре. Несмотря на обаяние, актер использовал этот автомобиль редко, в основном для эффектных выездов.
Легенда и факты
Многие поклонники уверены, что спортивный Adler Trumpf, на котором герои «Кавказской пленницы» преследовали Нину, принадлежал лично Никулину. Однако факты это опровергают. Прагматичный и осторожный актер, с трудом освоивший вождение, вряд ли стал бы рисковать, лихо гоняя по горным дорогам на открытом спортивном автомобиле без крыши. Этот яркий образ остался кинематографической легендой, которую, однако, увековечили в памятнике актеру на Цветном бульваре.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Автомобили Юрия Никулина.
