Неизвестные грани легенды: самые удивительные модификации ВАЗ-2104

ВАЗ-2104, в народе ласково прозванная «Четверкой», — настоящий автомобильный долгожитель. Её производство растянулось почти на три десятилетия, за которые с конвейера сошло около 1,14 миллиона экземпляров. Этот универсал завоевал сердца автолюбителей сначала в СССР, а затем и в России, став символом практичности и доступности. Однако помимо серийных машин, существовали и уникальные, порой полукустарные модификации, которые превращали привычную «четверку» в нечто совершенно особенное.

Рождение и эволюция классики

Презентация ВАЗ-2104 в 1984 году стала настоящим прорывом для советского автопрома. На тот момент выбор универсалов был крайне скуден. Единственный массовый вариант — ВАЗ-2102 — к тому времени уже морально устарел, выпускаясь более десяти лет. Новая модель, созданная на базе современного по тем меркам седана ВАЗ-2105, выгодно отличалась элегантным дизайном и улучшенными характеристиками. Ключевым преимуществом стал более мощный двигатель: если «двойка» оснащалась 64-сильным мотором от «копейки» (ВАЗ-2101), то «четверка» получила 69-сильный 1,3-литровый агрегат от «пятерки».

ВАЗ-2104 — громкая новинка советского автопрома 1984 года.

Вскоре линейка двигателей расширилась. Для экспорта в страны с жёсткой налоговой системой, где ценился малый объём, выпускалась версия ВАЗ-21041 с 64-сильным мотором. Для внутреннего рынка, наоборот, создали более мощный вариант ВАЗ-21043 с 77-сильным 1,5-литровым двигателем, который впоследствии стал базовым. Апогеем эволюции стала модель ВАЗ-21047 с тем же 1,5-литровым мотором и роскошным салоном от «семёрки», предназначавшаяся в основном для зарубежных покупателей. Отдельной, хоть и малотиражной, главой в истории стала дизельная версия ВАЗ-21045 с 53-сильным атмосферным двигателем, спрос на которую оказался мизерным.

Поздний ВАЗ-21047 ижевской сборки с элементами дизайна от ВАЗ-2107.

Международные метаморфозы: от Канады до Европы

«Четверка» покорила не только отечественные просторы. В Канаде, где тольяттинские автомобили продавались под брендом Lada Signet, универсал предлагался с неожиданной для советской машины опцией — автоматической коробкой передач. Канадские «Signet Wagon» также отличались стильными дисками, качественной резиной, декоративными накладками на кузов и рейлингами на крыше.

Голландская версия «Четверки», переделанная в фургон.

В Европе подход был более прагматичным. Недорогой и практичный универсал ценился за свою функциональность, поэтому серьёзного тюнинга не предполагал — максимум, установка других колёсных дисков или решётки радиатора. Однако европейцы быстро оценили потенциал «четвёрки» как базиса для коммерческого транспорта, активно переделывая её в грузовички и фургоны.

Отечественные эксперименты: от пикапов до такси

В России также не обошлось без смелых экспериментов. Уже в 1993 году тольяттинское предприятие «ВАЗИнтерсервис» наладило выпуск пикапа ВАЗ-21043-33. Задняя часть универсала срезалась, боковые двери заваривались, а на их месте формировался грузовой отсек с задним бортом. Эта конструкция позже эволюционировала в известные фургоны и пикапы марки VIS.

Пикап ВАЗ-2104‑33 — коммерческая версия от «ВАЗИнтерсервис».

В конце 1990-х московская компания «Элекс Плюс» предлагала удлинённые версии «Жигулей» для использования в качестве такси. Автомобиль длиной почти 5 метров с увеличенной до 2800 мм колесной базой оснащался перегородкой за передними сиденьями. Создатели усиливали пол и крышу, но широкого спроса эта идея не снискала.

Уникальное кубинское такси-маршрутка на удлинённой базе ВАЗ.

Югославский феномен: самые длинные «четвёрки» в мире

Пожалуй, самые экстраординарные модификации «четвёрки» рождались не в Тольятти, а в Югославии. На заводе «Crvena Zastava» с 1989 по 1993 год выпускались уникальные версии с существенно увеличенной колесной базой и удлинённым задним свесом. Эти машины, часто с высокой крышей, использовались в основном как автомобили скорой помощи.

Сербская удлинённая «четвёрка» гражданского назначения.

Существовали и гражданские версии для перевозки крупногабаритных грузов, а самым необычным применением стал... катафалк. Для придания ему солидности югославские инженеры устанавливали на «четвёрку» переднюю часть от ВАЗ-2107.

Катафалк на базе ВАЗ-2104, созданный в Югославии.

История ВАЗ-2104 — это не только история массового автомобиля, но и свидетельство неиссякаемой народной изобретательности. От канадских «автоматов» и европейских фургонов до югославских лимузинов-катафалков и кубинских маршруток — эта простая и надёжная машина оказалась невероятно гибкой платформой для самых смелых инженерных идей.

источник

ТехникаИзобретенияАвтомобилиЛегковые автомобилиИсторияДвигателиСделано в СССРХотеть все знатьРетро автомобилиЗапчасти для ВАЗМодификацияДлинный пост 3

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Четверка» с плюсом: самые необычные версии самого популярного советского универсала.