
На обложке журнала «За рулём» за 1959 год художник Эдуард Молчанов изобразил знаковое событие — демонстрацию на Красной площади 7 ноября 1924 года. Именно этот день в СССР был объявлен днём рождения отечественного автомобилестроения, когда завод АМО выпустил 10 первых советских грузовиков АМО-Ф-15. Однако за этим символическим актом скрывается сложная и во многом мифологизированная история.
Символизм и итальянские корни
Действительно, 7 ноября 1924 года десять свежевыкрашенных грузовиков проехали по главной площади страны. Эти машины грузоподъёмностью 1,5 тонны были копией итальянского грузовика Fiat 15 ter — передовой для своего времени модели, созданной с учётом военного опыта. От прототипа советская копия унаследовала многие инженерные решения, включая систему охлаждения и конструкцию карданного вала.

На исторической фотографии видно, что лишь на одной из машин было нанесено полное название «АМО-Ф-15», остальные получили лишь аббревиатуру «АМО». Но главное отличие от рисунка Молчанова было в деталях: например, радиатор на реальных машинах 1924 года отличался от фиатовского и появился в таком виде только годом позже.
Пропагандистский конструкт
Советская пропаганда незамедлительно превратила это событие в мощный идеологический нарратив. Были организованы выставки, опубликованы статьи, а дата 7 ноября 1924 года стала официальным днём рождения советского автопрома. Этот миф активно поддерживался на протяжении десятилетий, особенно во время юбилейных выставок «Автопром-74» и «Автопром-84».

Уже в первых сообщениях прессы, например в «Новостях торговли и промышленности» от 5 октября, утверждалось, что грузовик был «полностью изготовлен на заводе с использованием советских материалов». Эта формулировка закладывала основу для будущей легенды о независимом советском производстве.
Реальность против мифа
Однако факты говорят о другом. Как отмечалось в журнале «За рулём» в 1928 году, первая машина была собрана «подручными методами — без штамповок, шаблонов и приспособлений». Производство было кустарным: коленчатый вал, к примеру, выпиливали из стальной плиты по нарисованному контуру. Электропечь в литейном цехе, когда её включали, вызывала перебои в энергоснабжении всего района.

Более того, утверждение о том, что до революции в России не было автомобильной промышленности, было откровенной ложью. Ещё в 1908 году в Риге начал работу Русско-Балтийский вагонный завод, выпустивший до 1915 года около 600 легковых автомобилей и несколько грузовиков под маркой «Руссо-Балт». Это было полноценное, хоть и не массовое, автомобильное производство.
Политическая необходимость и искажение истории
Ключевым моментом в закреплении мифа стала фраза Сталина, произнесённая в 1933 году: «У нас не было автомобильной промышленности. Теперь она есть». Пропаганда увязала это высказывание с выпуском АМО-Ф-15 в 1924 году, создав непререкаемую догму. Любые упоминания о дореволюционном автопроме, особенно в поздние сталинские годы, могли привести к серьёзным репрессиям.

Пропагандисты также демонизировали дореволюционных владельцев завода АМО — братьев Рябушинских, называя построенные ими корпуса «тремя одноэтажными сараями без крыши и пола». На деле же это был современный по меркам времени завод, чьё строительство было сорвано объективными причинами: Первой мировой войной, проблемами с логистикой (часть оборудования утонула при перевозке) и революционной неразберихой.
Что было на самом деле до АМО-Ф-15?
До 1924 года завод АМО функционировал в основном как крупная ремонтная мастерская. Причём это была не просто починка, а серьёзная модернизация техники. С 1919 по 1924 год здесь было выпущено 179 грузовиков «Белый-АМО» — гибридов на базе американских шасси White с узлами от Fiat. Это было уже серийное, пусть и небольшое, производство, которое полностью игнорировалось официальной историографией.

Таким образом, миф о «первом советском автомобиле» был политически мотивированным конструктом. Он служил целям укрепления идеи о технологическом прорыве, совершённом исключительно при советской власти, и требовал полного отрицания любых достижений дореволюционного периода. Это привело к тому, что из истории отечественного автопрома были «вычеркнуты» целые пласты, такие как Русско-Балтийский завод и ранняя деятельность АМО. Реальность оказалась сложнее и противоречивее парадной картинки с Красной площади.

Для более глубокого погружения в тему автор рекомендует обратиться к работам историка Евгения Добровольского, который, несмотря на необходимость следовать официальной линии, детально и увлекательно описал историю завода АМО-ЗиС-ЗиЛ.
источник
Изобретение автомобильного оборудования Двигатели Я хочу знать все о Советском Союзе Ретро-автомобили советского производства История автомобилей Запчасти Грузовики Длинный пост 21Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Фальшивый юбилей отечественного автопрома: о чем врала советская пропаганда.



