ГАЗ-2169 и ГАЗ-3120 «Комбат»: забытый наследник легендарного ГАЗ-69

История о том, как Горьковский автозавод пытался возродить легенду в новом веке в лице внедорожника «Комбат».

Вступление: просьба читателей и цель статьи

Всем привет! После предыдущей публикации от читателей поступил запрос подробнее осветить экспериментальные модели ГАЗа, такие как «Комбат» и «Атаман». В этом материале мы сосредоточимся именно на «Комбате», оставив «Атамана» и другие проекты для следующих статей. Информация по этой теме в сети часто дублируется, поэтому некоторые факты могут показаться знакомыми. Прошу воспринимать это не как плагиат, а как обобщение доступных данных. Буду рад, если в комментариях вы дополните статью редкими или малоизвестными деталями. Итак, начинаем!

Рождение ностальгии: дебют на автосалоне

В 2000 году на Московском автосалоне публике представили автомобиль, вызвавший бурю эмоций у поклонников отечественного автопрома. Причиной ажиотажа стал внедорожник ГАЗ-2169 «Комбат», задуманный как духовный преемник и современное воплощение культового ГАЗ-69. Появление этой модели стало следствием непростого периода в истории Горьковского автозавода, который на рубеже тысячелетий боролся за свое место на рынке. «Комбат» стал своеобразным ностальгическим жестом, попыткой соединить легендарное прошлое с требованиями нового времени. Удалось бы этому автомобилю добиться коммерческого успеха, если бы он пошел в серию, — вопрос открытый. Однако уже сам факт его создания гарантировал огромный интерес со стороны публики. Цифры в индексе «2169» были выбраны неслучайно: «21» символизировал новый век, а «69» — прямое указание на легендарного предка.

ГАЗ-2169 «Комбат» на автосалоне.

Конструкция и платформа

ГАЗ-2169 «Комбат» представлял собой двухдверный внедорожник с распашными задними дверями и съемной жесткой пластиковой крышей. Конструкторы не стали разрабатывать новое шасси с нуля, а использовали наработки от другого экспериментального проекта — «Атамана». Автомобиль получил рамную конструкцию с рессорной подвеской обоих мостов, двигатель ГАЗ-5601, 5-ступенчатую механическую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку с цепной передачей.

Дизайн: между прошлым и будущим

Создание ремейка или рестайлинга классической модели — задача амбициозная и сложная. Успех современных интерпретаций, таких как Volkswagen New Beetle или MINI, доказывает, что это возможно. Дизайнеры ГАЗа решили не отходить далеко от канонов оригинала, сохранив узнаваемые черты «Шестьдесят девятки», но в новых пропорциях. «Комбат» вырос в размерах: длина увеличилась с 3850 до 4300 мм, а ширина — с 1750 до 1870 мм. Несмотря на некоторые спорные элементы, вроде сдвоенной оптики или массивного бампера, силуэт оставался узнаваемым. Кузов был выполнен по пластиковой рамной технологии: металлический каркас обшивался пластиковыми панелями. Это решение сулило преимущества в виде малого веса и коррозионной стойкости, что подтверждалось опытом таких автомобилей, как «Трабант» или «Ока». Для серийной версии планировались пластиковые крылья, съемные верхушки дверей и крыша с люком от «Газели». Интересно, что изначально «Комбат» демонстрировался как открытый автомобиль, а позже появилась версия с жесткой крышей, получившая индекс ГАЗ-3120.

Более поздняя модернизированная версия с новым индексом ГАЗ-3120 «Комбат».

Технические особенности и агрегаты

Разработка «Комбата» велась ударными темпами: от макета до ходового прототипа прошло всего два месяца. Основой послужило шасси «Атамана»: рама была укорочена, а колесная база составила 2350 мм (всего на 50 мм больше, чем у ГАЗ-69). Подвеска — передняя на пружинах и продольных рычагах с тягой Панара, задняя — также на пружинах, но с планами по замене на более комфортные рессоры от «Волги». Главная передача имела передаточное число 5,125. 5-ступенчатая коробка передач от «Волги» была напрямую, без карданного вала, соединена с экспериментальной двухступенчатой раздаточной коробкой, оснащенной межосевым дифференциалом с принудительной блокировкой (постоянный полный привод). Изначально в приводе использовались ШРУСы, но конструкторы склонялись к более надежным на бездорожье карданным крестовинам. Гидроусилитель руля не только облегчал управление, но и помогал достичь небольшого радиуса поворота — всего 5,1 метра.

Обратите внимание: Москвичи повадились брать машины такси в аренду, чтобы ездить по "выделенкам" без пробок.

Сердце автомобиля: двигатель и интерьер

В качестве силовой установки был выбран дизельный двигатель ГАЗ-5601 с турбонаддувом и интеркулером, производившийся по лицензии австрийской компании Steyr. Несмотря на скромную для двухтонного автомобиля мощность в 110 лошадиных сил, моторный отсек был спроектирован с запасом и мог вместить даже бензиновые V-образные «восьмерки». Для ускорения подготовки к производству и снижения стоимости в «Комбате» максимально использовались серийные компоненты. Например, передние сиденья были позаимствованы у «Нивы», а на задний ряд заказали складные кресла у поставщика седана ГАЗ-3111.

Газетная статья о ГАЗ-3120.

Просторный салон и спорная цена

Салон «Комбата» оказался довольно просторным даже для задних пассажиров, что было достигнуто в ущерб объему багажного отделения. Ориентировочная цена на внедорожник на этапе презентации составляла 12 000 – 15 000 долларов. Эта цифра вызвала неоднозначную реакцию: некоторым она казалась завышенной, другим, напротив, — слишком низкой для автомобиля такого класса.

Салон экспериментального автомобиля ГАЗ-3120 «Атаман».

Почему «Комбат» не пошел в серию?

Несмотря на завершенность разработки и передачу документации для подготовки производства, судьба «Комбата» оказалась печальной. В 2000 году президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин (в тексте оригинала ошибочно указана фамилия «Путин») заявил, что запуск модели в серию потребует колоссальных затрат, которые в тот момент могли поставить крест на всем предприятии. Началась масштабная реорганизация завода, и многие перспективные проекты, включая «Комбат», были свернуты. Сегодня единственный сохранившийся экземпляр можно увидеть в Музее истории ГАЗ в Нижнем Новгороде, где он занимает почетное место среди других экспериментальных разработок.

ГАЗ-2169 и ГАЗ-2130 «Атаман» перед отправкой в музей долгое время стояли в заброшенном ангаре на территории завода.

Заключение

На этом наш рассказ подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно окунуться в историю этого незаслуженно забытого проекта. Информация для статьи собиралась по крупицам из различных источников. Если у вас есть дополнительные сведения, фотографии или интересные факты о «Комбате», обязательно поделитесь ими в комментариях! Спасибо за внимание! Если вам интересна тема отечественного автопрома, подписывайтесь — впереди еще много историй не только о ГАЗе, но и о других автомобилях.

Блог Бензин Автомобили Автомобили Атаман История автомобиля Ретро автомобили Волжанка Давняя история Отечественный автопром Прототип Автолюбители Знания Заброшенные автомобили 0

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: ГАЗ - 2169 и ГАЗ - 2130 "Комбаты" - внуки ГАЗ - 69.