Как венгерский «Икарус» завоевал сердца СССР: история легендарных автобусов

История советского общественного транспорта была бы неполной без упоминания венгерских автобусов марки «Икарус». Эти машины, импортированные в количестве более 50 тысяч единиц, стали неотъемлемой частью городского пейзажа и транспортной системы огромной страны. Производство автобусов было налажено в венгерском городе Секешфехервар — название, знакомое старшему поколению по сводкам военных лет, но сложное для произношения.

Первые шаги на советских дорогах

Спустя десятилетие после окончания Второй мировой войны Венгрия начала поставки автобусов своим союзникам. Советский Союз, столкнувшийся с бурным ростом городов и острой нехваткой общественного транспорта, стал ключевым партнером. Первой ласточкой стала партия из 150 городских автобусов Ikarus 60. Эта модель, рассчитанная на 30 сидячих и 60 стоячих мест, была оснащена местом для кондуктора, что соответствовало советской практике того времени.

Ikarus 60 — первый венгерский автобус, покоривший просторы СССР

Главным преимуществом Ikarus 60 перед отечественными аналогами стал его экономичный и мощный дизельный двигатель. Шестицилиндровый 8-литровый агрегат Csepel выдавал 125 лошадиных сил и работал в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач. К 1959 году в Советском Союзе уже эксплуатировалось около 300 автобусов моделей Ikarus 60 и 50, которые работали не в столице, а в крупных густонаселенных городах страны.

Легендарный междугородний автобус Ikarus 55 «Люкс»

Революция 1955 года: рождение легенды

Настоящим прорывом стал 1955 год, когда в СССР дебютировал Ikarus 55, известный также как «Икарус Люкс». Это был первый автобус марки с задним расположением двигателя. Его 8,28-литровый дизель развивал мощность 145 л.с. при 2300 оборотах в минуту. Но главным сюрпризом для пассажиров и водителей стал не двигатель, а уровень комфорта.

Автобус был оснащен 32 удобными креслами, напоминавшими самолетные, что было неслыханной роскошью для того времени. Пассажиры отмечали плавность хода, эффективную систему вентиляции и отопления. Водители же хвалили эргономику кабины, отличную управляемость и высокую мощность. Всего до 1972 года в СССР было поставлено 3762 таких автобуса, и некоторые из них продолжали работать на междугородних маршрутах вплоть до конца 1970-х годов.

Городской автобус Ikarus 620

Эпоха «гармошек» и аккордеонов

В 1959 году в Союз начали поступать автобусы средней вместимости Ikarus 620, выделявшиеся своим стильным дизайном с четырьмя фарами и массивной решеткой радиатора. Но настоящей сенсацией стали модели, появившиеся с 1966 года.

Городской Ikarus 180 — первый в Союзе автобус-«гармошка»

Ikarus 180 стал первым сочлененным автобусом (или, как его называли, «гармошкой») в Советском Союзе. Ничего подобного отечественная промышленность в то время предложить не могла. Его уникальная конструкция с гибким сочленением позволяла перевозить до 169 пассажиров. Автобус оснащался горизонтальным дизельным двигателем RABA (лицензия MAN) объемом 10,35 литра и мощностью 180-192 л.с., расположенным под полом. Более 5000 таких «гармошек» было импортировано в СССР, и они стали символом общественного транспорта крупных городов.

Горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель — сердце «Икаруса»

Обратите внимание: В Украине засняли редчайший ретро-электромобиль с деталями от Икаруса.

«Крылья социализма»: серия 200

Конец 1960-х ознаменовался появлением серии Ikarus 200, которая стала самой массовой и узнаваемой. Всего в СССР было поставлено около 50 000 автобусов этой линейки.

  • Ikarus 250/255 стали визитной карточкой «Интуриста» — просторные туристические автобусы с большими окнами, двигателем мощностью 192 л.с. и пятиступенчатой коробкой передач.
  • Ikarus 260 (1973) — городская версия, унифицированная с туристическими моделями.
  • Ikarus 280 (1974) — новое поколение сочлененных автобусов, способных, по официальным данным, перевозить 168 пассажиров, а по факту — гораздо больше в час пик.

Большой городской Ikarus 280 — трудяга советских магистралей

Любовь водителей и пассажиров

Венгерские автобусы заслужили искреннее уважение как у профессионалов, так и у простых граждан.

Водители ценили их за превосходную эргономику, отличную управляемость, динамику и, что важно, надежность. Бытовало мнение, что лучше отработать три смены на «Икарусе», чем одну на отечественном ЛиАЗ-677. Наличие привычной механической коробки передач (в отличие от советских автоматических трансмиссий) также было большим плюсом.

Пассажиры любили эти автобусы за комфорт: удобные сиденья, плавный ход, хорошее отопление и вентиляцию. В крупных городах сочлененные «Икарусы» были спасением в час пик, перевозя значительно больше людей, чем обычные автобусы.

Эргономика венгерских автобусов признавалась образцовой

Были, конечно, и недостатки. Зимой салоны часто были холодными, так как эффективные автономные отопители либо выходили из строя, либо водители экономили топливо. Кроме того, эти печи часто становились предметом хищений для обогрева частных гаражей.

Эволюция и локализация

Серия 200 постоянно модернизировалась: появлялись автоматические раздвижные двери (прогресс по советским меркам), мощность двигателей росла до 220, 250 и даже 280 л.с., внедрялись шестиступенчатые коробки передач.

Последние автобусы серии 250 прибыли в СССР в 1990 году, а сочлененный Ikarus 280 выпускался аж до 2003 года. Появлялись и новые модели: туристический Ikarus 365, небольшой Ikarus 543, а также автобусы нового поколения 415 и 435.

Более поздний Ikarus 415, собранный Тушинским машиностроительным заводом

В 1990-х годах «Икарус» стал по-настоящему отечественным: его не только ремонтировали, но и собирали на заводах в Тушино и Кургане с использованием советских комплектующих. В Москве на базе кузова Ikarus 280 даже строили троллейбусы.

Для многих поколений советских людей «Икарус» остался в памяти как символ надежности, комфорта и целой эпохи. Эта ностальгия — не просто дань прошлому, а признание действительно выдающихся качеств венгерского автобуса, который на долгие годы опередил свое время на дорогах Советского Союза.

источник

Автомобильное оборудование автобус изобретения советский союз советское производство венгрия история автомобиля двигатель я хочу знать все ретро автомобили 60-е 50-е 90-е longpost

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Как венгерский «Икарус» стал любимым автобусом Советского Союза.