ЗИЛ-133: история создания и конструктивные особенности самого большого советского бензинового грузовика

В начале 1960-х годов специалисты Завода имени Лихачёва (ЗИЛ) приступили к разработке нового грузового автомобиля повышенной грузоподъёмности — ЗИЛ-133. Работа велась в рамках государственной программы по повышению эффективности автомобильного транспорта. Согласно требованиям ГОСТ 9314, машина относилась к группе «Б» и должна была выдерживать нагрузку на ведущий мост до 6 тонн. Для достижения целевой грузоподъёмности в 8 тонн при соблюдении норм нагрузки на дорожное полотно конструкторы приняли решение о добавлении третьей оси, которая вошла в состав ведущей тележки.

Один из первых опытных образцов ЗИЛ-133, отличавшийся множеством инновационных решений. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Планировалось, что автомобиль сможет буксировать прицеп массой 7 тонн, что в сумме давало бы полную массу автопоезда около 27 тонн. Однако серийный двигатель от ЗИЛ-130 оказался для этих целей недостаточно мощным. Инженеры попытались модернизировать его, увеличив рабочий объём до 6 литров для получения 190 лошадиных сил, но испытания показали неэффективность этого пути. Тогда внимание переключилось на 7-литровый двигатель от Урал-375Д, который планировалось форсировать до 220 л.с.

Для работы на бензине А-92 двигатель доработали: изменили систему впуска и охлаждения, оснастив вентилятор электромагнитной муфтой. Было применено двухдисковое сцепление от Урал-375Д. Особого внимания заслуживала раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом, управляемым электропневматически, и раздельной раздачей крутящего момента на мосты тележки. Изначально в её конструкцию также закладывался трёхступенчатый демультипликатор.

В 1962 году первым ходовым прототипом семейства стал седельный тягач ЗИЛ-133В, что отличало этот проект от других, где обычно первой появлялась бортовые версии. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

Инженеры много экспериментировали, в частности, с базой тележки, увеличивая её на 90 мм, и с топливными баками разного объёма. Однако в итоге принцип унификации взял верх, и для серии была выбрана схема, аналогичная использованной на ЗИЛ-131. В результате был создан базовый 8-тонный бортовой автомобиль ЗИЛ-133 с колёсной базой 3,7 метра, тележкой длиной 1,4 метра и 220-сильным двигателем. Доводка именно этого силового агрегата впоследствии надолго задержала запуск модели в серийное производство.

9 ключевых конструктивных особенностей опытного ЗИЛ-133

  • Пятиступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами.
  • Демультипликатор с электропневматическим управлением, имеющий две ступени: повышающую и понижающую.
  • Проходной средний мост с возможностью блокировки межколёсного дифференциала при помощи электропневмоклапана.

Длиннобазовый ЗИЛ-133Г задумывался как одна из многих модификаций, но в итоге стал первой и единственной серийной машиной под индексом ЗИЛ-133Г1, по сути, трёхосной версией ЗИЛ-130. Источник изображения: http://denisovets.ru/zil/zilprototips/ZIL133G_4.jpg

  • Балансирная подвеска ведущих мостов с гипоидными главными парами.
  • Карданный вал среднего моста с усиленными шарнирами и промежуточной опорой с подшипником.
  • Усиленная передняя ось с более прочными шкворнями, поворотными кулаками и рычагами.

Кузов строительного самосвала ЗИЛ-133Д имел сходство с конструкциями, использовавшимися на автомобилях МАЗ. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

  • Тормозная система с широкими колодками. Стояночный тормоз был установлен на выходном валу демультипликатора.
  • Отдельный радиатор для системы гидроусилителя рулевого управления.
  • Бездисковые колёса.

Семейство ЗИЛ-133 включало несколько модификаций, обозначавшихся буквами в индексе: Б — сельскохозяйственный самосвал, В — седельный тягач, Г — длиннобазовый (4,61 м) бортовой тягач, Д — строительный самосвал.

Обратите внимание: История компании TESLA.

Все эти машины успешно прошли комплексные испытания в 1968 году и получили рекомендацию для запуска в серийное производство.

Путь к конвейеру и эволюция модели

На конвейер в 1975 году встала именно длиннобазовая версия, получившая индекс ЗИЛ-133Г1. Для удешевления и упрощения производства в неё было интегрировано значительное количество серийных узлов от ЗИЛ-130, включая двигатель. В 1980 году автомобиль получил модернизированную кабину, его грузоподъёмность увеличили до 10 тонн, что отразилось в новом индексе — ЗИЛ-133Г2. Параллельно велись работы над созданием дизельной версии грузовика, однако разработка собственного дизельного двигателя затянулась.

С дизельным двигателем КамАЗ-740.10 модель ЗИЛ-133ГЯ стала первым серийным дизельным автомобилем ЗИЛ. Источник изображения: https://gunsfriend.ru/wp-content/uploads/8/f/3/8f3d3623790884c3da226b1aecb199a0.jpg

Прорывом стало использование в 1979 году камазовского дизеля модели 740.10, что обозначилось буквой «Я» в индексе (ЗИЛ-133ГЯ). Внешне эта модификация отличалась удлинённым капотом и выступающей радиаторной решёткой. В начале 1980-х наработки по длиннобазовой модели были использованы при выпуске небольшой партии седельных тягачей.

Следующий этап модернизации наступил в 1988 году, когда на ЗИЛ-133 установили новую кабину от модели 4331. Спустя 17 лет серийного выпуска, на грузовик, наконец, поставили и собственный дизель ЗИЛ-645. Индекс сменился с «ГЯ» на «Г40». Выпуск этой модификации продолжался ещё два года. На разные партии машин устанавливались также 200- и 210-сильные двигатели ЗИЛ-6454 и ЗИЛ-6453, а также 195-сильный ЯМЗ-236А-1. Под новым обозначением ЗИЛ-630900 (или ЗИЛ-630Нщ) автомобиль производился вплоть до 2002 года.

ЗИЛ-133Г40 с новой кабиной и дизельными двигателями ЗИЛ и ЯМЗ. Индекс модели — ЗИЛ-630900. Источник изображения: https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604

В зависимости от установленного двигателя, автомобили комплектовались 5- , 9- или 10-ступенчатыми коробками передач. В 2002 году 10-тонные ЗИЛ-6309Н0 начали оснащать 230-сильным ярославским дизелем. Именно на этой модификации в 2005 году и завершилась история производства ЗИЛ-133, который по праву считается самым крупным советским грузовым автомобилем с карбюраторным двигателем.

Целеустремлённость и настойчивость инженеров ЗИЛа позволили за три десятилетия создать почти три десятка модификаций трёхосных грузовиков. Многие технические решения, опробованные и отработанные на ЗИЛ-133, впоследствии легли в основу конструкции знаменитых камазовских автомобилей.

Рекомендуем к прочтению:

Вспомнил, как учился водить ЗИЛ-555 и 3 случая, сформировавших впечатление об этом советском самосвале

Каким был грузовик-вездеход Советской Армии и нефтегазового комплекса? КрАЗ-255Б и армейская быль о нём

Почему 45 лет назад московский КамАЗ-5510 приняли в производство, а в серию пошёл челнинский КамАЗ-5511

Источники информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/ЗИЛ-133, https://pikabu.ru/story/zil133_tak_nazyivaemaya_shchuka_trekhosnyiy_gruzovik_povyishennoy_gruzopodemnosti_6006604, http://denisovets.ru/zil/zilpages/zil133.html

#авто #история #интересные факты #транспорт #отечественный автопром #автомобили #грузовики

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Самый большой советский грузовой «карбюраторник». История создания и 9 конструктивных особенностей зил-133.