Установка радиатора в автомобиле
Основная функция автомобильного радиатора — эффективный отвод тепла от двигателя в окружающую среду путём охлаждения циркулирующей в системе жидкости. Для достижения максимальной эффективности этот элемент размещают в зоне наилучшего обдува встречным потоком воздуха во время движения. Чаще всего радиатор устанавливается за передней решёткой, даже в автомобилях с задним расположением двигателя. В последнем случае основным отличием становится необходимость прокладки более длинных магистралей системы охлаждения.
В современных автомобилях радиаторы могут монтироваться не только спереди, но и в других местах. Например, в машинах с заднемоторной компоновкой их иногда размещают вдоль боковых стенок. Такое решение характерно для некоторых спортивных моделей, где для улучшения охлаждения могут использоваться два радиатора по бокам. Эффективный обдув в этом случае обеспечивается за счёт специальных воздухозаборников, расположенных на боковинах кузова в задней части автомобиля.
Ранние модели автомобилей оснащались одним радиатором для охлаждения двигателя, а для обогрева салона использовался отдельный вентилятор печки.
Принцип работы и устройство радиатора
Несмотря на эволюцию материалов и технологий, базовый принцип работы автомобильного радиатора остаётся неизменным на протяжении десятилетий. Давайте подробнее рассмотрим его конструкцию и функционирование:
- Основу радиатора составляют верхний и нижний бачки, соединённые между собой системой трубок (изначально латунных, позже — алюминиевых). К этим трубкам припаяны тонкие пластины (рёбра), которые значительно увеличивают площадь теплообмена. Именно через эту поверхность тепло от охлаждающей жидкости передаётся в атмосферу.
- Верхний бачок оборудован заливной горловиной с пробкой для заправки системы водой или специальной охлаждающей жидкостью.
Обратите внимание: Особенности покупки машины с аукциона. Снова Абхазия?Прочитайте и узнаете!.
Пробка оснащена важными элементами — паровым и воздушным клапанами, которые регулируют давление в системе. - От верхнего бачка отходит патрубок, соединяющий радиатор с рубашкой охлаждения двигателя через резиновый шланг. Здесь же могут располагаться пароотводная трубка и датчик электрического термометра.
- Нижний бачок имеет патрубок для подключения к водяному насосу (помпе) и кран для слива охлаждающей жидкости. На раме или кузове автомобиля радиатор фиксируется с помощью специальных креплений.
Основные типы радиаторов
Ключевым элементом теплообмена является сердцевина радиатора. В зависимости от её конструкции выделяют несколько основных типов:
- Трубчатые радиаторы.
- Пластинчатые радиаторы.
- Трубчато-ленточные радиаторы и другие разновидности.
Бачки радиатора могут быть изготовлены из пластика или металла. Сердцевина же представляет собой набор тонкостенных (около 0,15 мм) бесшовных трубок из алюминия или латуни. Охлаждающая жидкость, проходя через множество этих параллельных каналов, разбивается на микропотоки, что улучшает теплоотдачу. Для увеличения эффективности трубки покрывают рёбрами из гофрированной медной или алюминиевой ленты.
Алюминиевые радиаторы получили широкое распространение благодаря меньшему весу. Однако у них есть и недостатки: сложность качественной сварки и относительно низкая стойкость к механическим повреждениям. Чтобы достичь уровня теплоотдачи латунного аналога, алюминиевый радиатор часто приходится делать больше и массивнее.
Историческая справка: первые радиаторы
На заре автомобилестроения использовались так называемые сотовые радиаторы, оснащённые регулируемыми шторками для управления потоком воздуха.
Их конструкция состояла из множества коротких латунных трубок с пятиугольным сечением. В таких системах жидкость не циркулировала принудительно с помощью насоса, а охлаждение происходило исключительно за счёт контакта рёбер радиатора с набегающим воздушным потоком. Это были характерные решения для автомобилей конца XIX — начала XX века.
Устройство современных, более эффективных радиаторов — тема для отдельного подробного обсуждения.
Полезная информация для читателей:
Компания STRON специализируется на производстве автомобильных радиаторов премиального качества для марок из Японии, Кореи, Китая, Европы и США.
Если перед вами стоит задача замены радиатора, рекомендуем не торопиться с выбором и сначала ознакомиться с ассортиментом и условиями STRON. Мы уверены, что сочетание высокого качества и доступных цен вас приятно удивит!
#автомобильная история #автомобильный радиатор #автозапчасти #магазин автозапчастей #ремонт авто своими руками #ремонт авто
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Виды автомобильных радиаторов и особенности эксплуатации.


