В советское время инженеры создавали уникальную технику для решения сложных промышленных задач. Одним из таких необычных решений стал автомобиль БелАЗ, на который установили гигантский вентилятор, напоминающий авиационный пропеллер. Эта машина сразу привлекала внимание своим нестандартным видом.
Основное назначение этой установки, получившей название УМП-1Б, — создание принудительной вентиляции в глубоких карьерах. При горных разработках естественного движения воздуха часто бывает недостаточно для эффективного удаления пыли и выхлопных газов от работающей техники. Чтобы обеспечить безопасные условия труда, требовалось искусственно нагнетать чистый воздух в труднопроветриваемые зоны.
Конструкция и принцип работы
Установка была смонтирована на шасси мощного карьерного самосвала БелАЗ-7547. В качестве основного рабочего органа использовался мощный пропеллер, заимствованный из авиационной промышленности. Он создавал направленный поток воздуха, способный рассеивать вредные скопления газов и пыли.
Однако самым интересным элементом конструкции была не сама турбина, а цистерна, размещённая в задней части автомобиля. Многие ошибочно полагали, что это дополнительный топливный бак для прожорливого БелАЗа. На самом деле цистерна объёмом около 30 кубометров была предназначена для воды.
Вода использовалась для повышения эффективности борьбы с пылью. Система смешивала нагнетаемый воздух с водяной взвесью, что приводило к осаждению мельчайших пылевых частиц. Расход воды составлял примерно три литра в секунду. Кроме того, на установке был смонтирован лафетный ствол, который позволял использовать воду для полива дорог и увлажнения мест подрыва горной породы, что также снижало пылеобразование.
Конструкция была оснащена гидравлической системой, позволявшей поворачивать пропеллер в разных направлениях для точного наведения воздушного потока.
Обратите внимание: Грунт акриловый зачем столько оттенков.
Производитель и наследие
Разработкой и производством этой уникальной установки занималось предприятие «НИПИГОРМАШ» из Свердловска (ныне Екатеринбург). Это наглядный пример того, как советские инженеры творчески подходили к решению специфических промышленных проблем, создавая гибридные машины на стыке автомобилестроения и авиации.
А вы слышали об этом интересном агрегате? Напишите об этом в комментариях. Подписываемся в раздел чтобы не пропустить новые и интересные выпуски. Всем удачи и пока!
#авто #белаз #автомобильная история #грузовики
#ссср
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Зачем Советские инженеры установили огромный вентилятор на автомобиль БелАЗ? Установка умп-1б.



