История проекта «Юпитер»
Работа над созданием нового поколения карьерной техники началась в 2019 году, когда ПАО «КАМАЗ» и Кузбасский государственный технический университет заключили соглашение о совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах. Первоначальной целью было создание опытного образца самосвала грузоподъёмностью 130 тонн для работы в системе «Умный карьер» на разрезах Кузбасса.
Позже, под руководством главного конструктора по инновационным автомобилям Сергея Назаренко, проект был структурирован. Его разделили на несколько сегментов по грузоподъёмности: 28–30 т, 90–100 т, 125–150 т и 200–260 т. Все эти модели планировалось унифицировать по платформам и компонентной базе.
Технологический вызов и импортозависимость
В конце 2020 года стартовал ещё один важный проект, направленный на создание высокотехнологичного производства роботизированных карьерных самосвалов грузоподъёмностью до 90 тонн с электромеханической трансмиссией. Изначально в конструкции планировалось использовать ряд импортных комплектующих, особенно для систем беспилотного управления. Отечественными должны были остаться рама, ходовая часть, платформа и силовое электрооборудование. В текущих геополитических условиях вопрос о том, как изменится компонентная база из-за санкций, остаётся открытым. Вероятно, представленный публике прототип был собран ещё из зарубежных деталей.
КамАЗ Юпитер 30: технические характеристики
Итак, представляем новинку — беспилотный карьерный самосвал КамАЗ Юпитер 30 (внутризаводской индекс 6559). Это полноприводный грузовик полной массой 50 тонн, оснащённый электромеханической трансмиссией и двигателем мощностью 450 л.с. Его ключевые параметры:
- Грузоподъёмность: 27 тонн.
- Объём платформы: 25 кубометров.
- Габариты: длина — 8,8 м, ширина — около 3,6 м, высота — 3,5 м.
Конструкция не предусматривает места для водителя. Управление осуществляется дистанционно оператором из центра. «Юпитер» может двигаться с одинаковой эффективностью как вперёд, так и назад, благодаря дублирующим системам наблюдения. Машина буквально окружена лидарами и радарами по всему периметру, что обеспечивает ей отличную ориентацию в пространстве даже в полной темноте.
Обратите внимание: Обзор новой Mazda СХ-9.
Место в линейке и будущее проекта
Юпитер 30 — это самая лёгкая модель в запланированном семействе. Проект «Юпитер» охватывает создание четырёх типов беспилотных самосвалов с грузоподъёмностью от 27 до 260 тонн.
На данный момент подробная техническая документация и официальные данные от завода отсутствуют. Главный вопрос, который волнует отрасль, — это возможность организации серийного производства такой инновационной техники в условиях ограниченного доступа к некоторым высокотехнологичным комплектующим.
Мировой контекст: аналогичные разработки
Стоит отметить, что КамАЗ не одинок в стремлении автоматизировать карьерную технику. Похожие проекты активно развиваются и у мировых лидеров:
- Volvo тестирует в Швеции гибридные электросамосвалы HX02 грузоподъёмностью 15 тонн.
- Komatsu разработала систему FrontRunner AHS для управления беспилотной техникой через LTE-сети, успешно испытанную в Аризоне.
- Концерн TRATON GROUP в 2019 году представил 30-тонный концепт беспилотного самосвала Scania AXL.
Спасибо за внимание!
Что вы думаете о новом КамАЗе «Юпитер 30»? Сможет ли российский автопром наладить его серийное производство? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Подписывайтесь на раздел и рекомендуйте его друзьям.
#авто #грузовик #камаз #инновации #самосвал #автопром #камазюпитер #сделаноунас #автозавод #машиностроение
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: "Космический" Камаз Юпитер 30 - полный обзор новинки.


