В ноябре 2022 года исполнилось бы 86 лет с момента запуска в серию первого советского автомобиля представительского класса — ЗИС-101. Эта машина, появившаяся на свет 3 ноября 1936 года, стала не просто транспортом, а символом эпохи и амбиций молодой индустриальной державы. В народе её часто называли «советским Бьюиком», что было недалеко от истины, учитывая её американские корни.
Интересно, что автомобильные предпочтения первых лиц государства разнились. Если В.И. Ленин отдавал дань иностранным маркам, таким как Rolls-Royce, то И.В. Сталин сделал ставку на развитие собственного автопрома. Первой ласточкой стал проект «Л1» 1933 года, созданный на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде и базировавшийся на американском Buick 32-90. Однако довести его до ума поручили уже московскому заводу.
От прототипа к конвейеру: сложный путь ЗИСа
Разработка будущего флагмана была передана Московскому автомобильному заводу имени Сталина (ЗИС). За основу взяли документацию на новую модель Buick той же 90-й серии. Однако советские инженеры и дизайнеры не стали слепо копировать заокеанский образец. Кузов устаревшего по меркам середины 30-х годов «Бьюика» требовал серьёзной переработки, и за эту работу взялись специалисты известной американской компании Budd.
Публике будущий ЗИС-101 впервые показали в 1934 году на страницах журнала «За рулём» в виде седана. Но к моменту запуска в серию концепция изменилась, и автомобиль пошёл в производство как лимузин. Это расхождение между прототипом и конечным продуктом стало одной из характерных черт проекта.
Народный лимузин: ЗИС в роли такси
Уже в 1936 году новые лимузины появились на улицах Москвы в качестве такси. Первый таксопарк был укомплектован именно ЗИС-101, которые в основном обслуживали длинные маршруты от вокзалов и аэропорта. Это был смелый ход, призванный познакомить широкие массы с техническими новинками. Автомобиль впечатлял не только размерами: впервые в СССР серийная машина получила штатное отопление салона и радиоприёмник.
В том же году был создан уникальный экземпляр «люкс» с телефонным аппаратом, но он так и остался в единственном числе.
Обратите внимание: История компании TESLA.
Больше повезло открытому «фаэтону» — ЗИС-102, которых выпустили несколько десятков. Поздние версии «фаэтона» даже получили ветровые стёкла.Распространено заблуждение, что ЗИС-101 был цельнометаллическим. На самом деле его кузов представлял собой сложную конструкцию: металлические панели крепились на каркас, собранный из бука. Это архаичное для массового производства решение создавало множество проблем.
Деревянный каркас требовал ювелирной подгонки деталей, что в условиях конвейера было невозможно. В результате машины гремели и скрипели на ходу, что делало их малопригодными для тихих и комфортных поездок высшего руководства. Отчасти поэтому ЗИС-101 массово передавали в таксопарки, а также выделяли провинциальным чиновникам, деятелям культуры, науки и искусства.
Интересно, что парк «зисов»-такси практически не пострадал в годы войны, так как машины мало использовались на фронте. От правительственных лимузинов такси отличались в основном цветом: если служебные машины были строго чёрными, то такси красили в синие, жёлтые и голубые тона.
Борьба с недостатками: путь модернизации
Проблемы автомобиля не ограничивались деревянным каркасом. Конструкция страдала от множества «детских болезней»: от ненадёжных пластиковых тормозных колодок до чудовищного по современным меркам расхода топлива, который достигал 30 литров на 100 км.
В 1940 году для анализа недостатков была создана специальная правительственная комиссия. Её выводы привели к глубокой модернизации, результатом которой стал ЗИС-101А. Деревянный каркас сохранился, но автомобиль получил новый карбюратор и форсированный до 116 лошадиных сил двигатель. Эта модель выпускалась с августа 1940 по июль 1941 года.
ЗИС-101 стал для завода настоящей экспериментальной площадкой. На его базе создавали спортивные версии, машины с бронированными стёклами и даже кареты скорой помощи. В мае 1941 года начались испытания новой модели ЗИС-101Б, но работы были свёрнуты в октябре, когда линия фронта приблизилась к Москве.
После войны эстафету роскошного лимузина подхватила новая модель — ЗИС-110, появившаяся в 1947 году. Однако у неё уже был серьёзный конкурент в лице более компактной, экономичной и демократичной «Победы» (ГАЗ-М20), которая лучше отвечала запросам мирного времени.
К сожалению, до наших дней не сохранились уникальные прототипы вроде «Л1», спортивные версии или фаэтоны. Однако несколько экземпляров легендарного ЗИС-101 всё же можно увидеть в музеях и на выставках ретро-автомобилей, где они напоминают о начале большого пути советского автопрома.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: История первого серийного авто СССР.



