Среди моторов, которые массово устанавливались на автомобили Lada Kalina и модели семейства ВАЗ 2110-2115, особой популярностью пользовался 8-клапанный силовой агрегат объемом 1,6 литра под индексом ВАЗ 21114. По своей сути это хорошо известный и проверенный временем двигатель, который получил увеличенный рабочий объем и ряд незначительных технических доработок.
На фотографии представлен двигатель ВАЗ 21114, установленный на Lada Kalina 1117.
Этот мотор заслуженно считается одним из самых надежных и неприхотливых в линейке. Его конструкция проста и отработана до мелочей: 8 клапанов, традиционная поршневая группа, которая в случае обрыва ремня ГРМ не приводит к встрече клапанов с поршнями. Двигатель отличается экономичным расходом топлива, не склонен к повышенному потреблению масла и при грамотном обслуживании способен преодолеть рубеж в 300 000 километров без необходимости капитального ремонта.
Именно такой экземпляр был установлен на моем бывшем автомобиле Lada Kalina, который сейчас эксплуатируется моими родителями. Во время поездки за город на выходные я решил провести диагностику с помощью эндоскопа, чтобы заглянуть внутрь цилиндров и оценить реальное состояние мотора. Для полноты картины приведу ключевые данные об условиях эксплуатации:
- Общий пробег автомобиля на момент проверки — 130 000 километров.
- На протяжении всего срока службы использовалось исключительно синтетическое моторное масло.
- Регламент замены масла строго соблюдался и составлял каждые 7 000–8 000 км.
- Последние 40 000 км двигатель работал на бензине АИ-92 (до этого применялся АИ-95).
Состояние поршней и цилиндров
Стоит отметить, что картина во всех четырех цилиндрах была практически идентичной, поэтому нет смысла показывать однотипные снимки. Вот что удалось увидеть после введения зонда эндоскопа в первый цилиндр двигателя ВАЗ 21114:
Поршень оказался на удивление чистым, что является отличным показателем для двигателя с таким пробегом.
Отсутствие значительного слоя нагара на днищах поршней позволяет сделать важный вывод: в камеру сгорания не попадает избыточное количество масла. Это означает, что маслосъемные кольца и сальники клапанов (маслоотражательные колпачки) находятся в исправном состоянии и качественно выполняют свои функции. В противном случае мы бы наблюдали обильные углеродистые отложения.
Обратите внимание: Honda Jazz – мал снаружи, велик внутри.
Это подтверждается и на практике: ни я в прошлом, ни мой отец сейчас не сталкивались с необходимостью долива масла между заменами — его уровень остается стабильным.
Для контраста можно взглянуть на состояние двигателя, который активно потребляет масло. Ниже приведен пример мотора ВАЗ 21179 объемом 1,8 литра с автомобиля Lada Vesta, прошедшего всего 25 000 км:
Двигатель ВАЗ 21179 1.8 с Lada Vesta после 25 000 км пробега. Виден толстый слой нагара (фото сделано после обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями). Разница в состоянии очевидна.
Перейдем к осмотру стенок цилиндров. На них хорошо видны следы обработки — хоны, которые играют crucial роль в удержании масляной пленки. Приятно видеть, что даже после значительного пробега хонировка сохранилась более чем наполовину:
Сохранность хонировки — хороший признак, свидетельствующий о нормальном износе.
В одном из цилиндров была обнаружена незначительная полоса — легкая потертость. Однако этот дефект нельзя назвать критичным, он не влияет на работоспособность двигателя. Общее состояние мотора остается отличным: свечи зажигания чистые, компрессия во всех цилиндрах хорошая и равномерная, расход масла отсутствует.
Легкие потертости на стенке цилиндра не являются проблемой на данном этапе.
Таким образом, даже обнаруженные мелкие недостатки не привели к каким-либо негативным последствиям, и до капитального ремонта двигателю, судя по всему, еще очень далеко.
Состояние клапанов
Завершим осмотр диагностикой камеры сгорания и состоянием клапанов. Взглянем на выпускной клапан:
На фото видно, что тарелка выпускного клапана имеет легкое желтоватое окрашивание. Это абсолютно нормальное явление, связанное с постоянным воздействием высоких температур выхлопных газов.
Со стороны впуска, как правило, образуется темный нагар от топливовоздушной смеси. В нашем случае его количество минимально, что для пробега в 130 тыс. км является отличным результатом:
Впускной клапан.
Вот так выглядит изнутри один из самых распространенных двигателей ВАЗ 21114 после 130 000 километров пробега. Разумеется, это не означает, что абсолютно каждый такой мотор будет находиться в идентичном состоянии. Однако данный пример наглядно демонстрирует, какого уровня надежности и долговечности можно ожидать от этой силовой установки при своевременном и качественном обслуживании.
Если вам понравился этот обзор, поставьте лайк статье. Хотите видеть больше подобных материалов в своей ленте? Подписывайтесь на канал. Спасибо за внимание, удачи на дорогах и до новых встреч!
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Посмотрим, что внутри цилиндров, на состояние поршней и клапанов.

