Ford Country Squire: 41 год господства американского универсала

Эпоха дорог и универсалов

После Второй мировой войны американская дорожная инфраструктура получила мощный импульс для развития, во многом благодаря инициативам президента Дуайта Эйзенхауэра, впечатленного немецкими автобанами. На фоне дешевого топлива и ограниченного авиасообщения, американские семьи устремились в путешествия по континенту. Идеальным транспортным средством для таких поездок стал универсал, сочетающий высокую производительность, комфорт и огромный багажник. На этом фоне взошла звезда Ford Country Squire, чье господство на дорогах продлилось впечатляющие 41 год.

Эволюция дизайна была очевидна: подлинное дерево первых моделей к 1974 году сменилось практичными виниловыми наклейками, имитирующими деревянную отделку.

Рождение легенды: сталь и дерево

Первый Ford Country Squire, представленный в 1950 году, был основан на модели Ford 1949 года. Это был двухдверный универсал с уникальной для того времени комбинированной конструкцией: капот, крылья, рама и крыша были стальными, а двери и борта изготовлены из ценных пород дерева — березы, клена, липы и эвкалипта. Такое решение стало визитной карточкой модели и выделяло ее на фоне конкурентов от Chevrolet и Plymouth, которые уже отказались от дерева в пользу удешевления производства.

Еще одним козырем стала силовая установка. Ford предлагал эксклюзивный 3,9-литровый двигатель V8 с нижним расположением клапанов, наследник мотора 1932 года, который обеспечивал автомобилю превосходные динамические характеристики.

Вместимость была феноменальной: с двумя дополнительными местами в багажном отсеке универсал мог с комфортом разместить до восьми пассажиров.

Эволюция дизайна и технологий

В 1952 году модель обзавелась четырехдверным кузовом, который для повышения жесткости стал полностью стальным. Дерево утратило конструкционную роль, но осталось в качестве декоративного элемента. Уже к 1953 году натуральное дерево заменили на аппликации из стекловолокна, не требующие лакировки, а в 1955 году и их сменили практичные виниловые наклейки. Несмотря на это, Ford долгое время оставался единственным производителем, предлагавшим такой узнаваемый «деревянный» стиль.

Поворотным моментом стал 1957 год, когда Country Squire приобрел свои культовые пропорции: стал больше, шире и ниже, получив новое шасси и 14-дюймовые колеса. Мощность продолжала расти: в 1958 году дебютировал огромный Big Block V8 объемом 5.4 и 5.8 литра, а в 1959 году появился складной третий ряд сидений.

1960-е принесли революцию в организации багажного пространства. В 1961 году заднее стекло стало откидным, а в 1966 году появилась инновационная «Magic Door Gate» — двухсторонняя пятая дверь, которую можно было открывать как вниз, по-пикаповски, так и вбок, как у легкового фургона.

Обратите внимание: Откуда такие цены. Топ-5 дорогих машин мира.

Следуя модным тенденциям, в 1968 году на модели начали устанавливать скрытые фары.

Стиль «под дерево» был настолько всеобъемлющим, что виниловые наклейки украшали даже приборную панель и рулевое колесо.

Пик, кризис и закат эпохи

Апогеем модели стал 1973 год. Country Squire превратился в настоящего гиганта весом более 2 тонн и длиной почти 6 метров. Даже начавшийся энергетический кризис не смог сразу остановить любовь американцев к монструозным 7.5-литровым двигателям V8. Однако время гигантов уходило. В 1979 году представлена радикально обновленная, более рациональная версия: она стала короче на 28 см и легче на 450 кг. Новая платформа отказалась от Big Block в пользу малоблочных V8 Windsor (5.0 и 5.7 л), а позже получила четырехступенчатую АКПП (1980) и электронный впрыск топлива (1983).

Но 1980-е стали роковыми для универсалов как класса. Рынок перевернули минивэны Chrysler — Dodge Caravan и Plymouth Voyager, предложившие новый формат семейного автомобиля. Производство Country Squire было прекращено в 1991 году, оставив ностальгию у целого поколения. Ирония судьбы в том, что новые минивэны переняли у универсалов их знаменитый стиль, также начав использовать отделку «под дерево» в знак уважения к ушедшей эпохе.

Наследие и вторая жизнь

Ранние модели с деревянным кузовом со временем страдали от скрипов, что приводило к падению их рыночной стоимости. Однако это же сделало их доступными для новой аудитории. Благодаря вместительности, надежности и устойчивости к коррозии, подержанные Country Squire стали культовыми автомобилями среди калифорнийских серферов 1950-х и 60-х годов, обретя вторую жизнь в качестве символа свободы и пляжной культуры.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Просторный и мощный, универсал потрясал американские дороги, сохраняя господство, которое длилось 41 год.