Почему доливка масла не заменяет его полную замену: что происходит со смазкой в двигателе

Современные двигатели часто требуют регулярной доливки моторного масла. Многие автовладельцы сталкиваются с необходимостью покупать литр-другой каждые несколько месяцев, добавляя за год до 3-4 литров на замену выгоревшего и испарившегося объема. Возникает закономерный вопрос: можно ли, постоянно подливая свежее масло, отложить плановую полную замену? Ответ — нет, и вот почему.

Ресурс масла: не только километры, но и часы работы

Срок службы моторного масла определяется не только пробегом, но и временем работы двигателя под нагрузкой. При нормальных условиях (в основном загородные поездки) рекомендуемый интервал замены — около 15 000 км, что соответствует примерно 250 часам работы мотора. Однако в городском цикле с постоянными пробками ситуация кардинально меняется.

На те же 15 000 километров в городе может приходиться 400–500 часов работы двигателя. Длительные простои на холостом ходу, частые разгоны и остановки приводят к повышенному поверхностному трению и перегревам. В таких экстремальных условиях масло не просто стареет — оно активно окисляется, меняет свою химическую структуру и теряет защитные свойства.

Как масло «работает» и почему загрязняется

Моторное масло выполняет целый комплекс задач: оно не только смазывает, но и очищает, охлаждает и защищает детали двигателя. Благодаря моющим присадкам оно растворяет и удерживает в себе нагар, шлам и продукты износа (например, металлическую стружку). Кроме того, оно отводит тепло от перегревающихся узлов.

В процессе работы масло вступает в контакт с прорывающимися в картер горячими газами, что приводит к его вспениванию и образованию эмульсии. Часть этих паров через систему вентиляции картера попадает обратно во впускной коллектор. Уже после 7 000 км интенсивной эксплуатации масло серьезно загрязняется, а масляный фильтр, способный задерживать лишь крупные частицы, перестает справляться с очисткой. Свойства смазки резко ухудшаются.

Частые перегревы разрушают сложный пакет химических присадок, входящих в состав масла. В результате в нем образуются стойкие отложения, которые негативно влияют на смазывающую способность. Масло хуже защищает трущиеся пары, что ускоряет износ двигателя.

Доливка не решает проблему загрязнения

Повышенный расход масла — особенно характерная черта для современных двигателей с турбонаддувом, где угар может достигать литра на 3 000 км. Водители вынуждены постоянно докупать масло для долива. Однако добавление даже литра свежей смазки к уже отработанной массе не способно «омолодить» систему.

Основная проблема заключается в том, что старое масло уже насыщено продуктами износа, нагаром и кислотами. Фильтр забит и не обеспечивает должной циркуляции. Доливка лишь немного разбавляет концентрацию загрязнений, но не устраняет их. Для полноценной очистки необходима полная замена масла вместе с фильтром.

Даже после слива из картера в системе смазки (в каналах, гидрокомпенсаторах, турбине) остается значительное количество старого, загрязненного масла. Оно будет немедленно смешиваться с новым, ухудшая его свойства с первых же минут работы. Поэтому регулярная замена — это единственный способ поддерживать чистоту системы в приемлемых рамках.

Обратите внимание: Вы только посмотрите ! В Москве продают единственный в РФ Mercedes-Benz 300s w188.

Вывод: замена обязательна

Таким образом, практика постоянной доливки масла ни в коем случае не отменяет необходимости его плановой полной замены через интервалы, рекомендованные производителем автомобиля. Более того, в тяжелых условиях эксплуатации (постоянные короткие поездки, пробки, жаркий климат) интервалы замены стоит даже сокращать. Чем чаще вы меняете масло и фильтр, тем лучше защищен ваш двигатель от износа и дорогостоящего ремонта.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Посмотрите, что происходит со смазочной жидкостью в таких случаях.