Вместо обсуждения налоговых льгот или бесплатной парковки, давайте сосредоточимся на базовом вопросе эксплуатации электромобиля — стоимости зарядки. Эксперимент портала «АвтоВзгляд» с китайским электрокаром наглядно показал, что экономия по сравнению с бензиновыми авто может быть не столь очевидной.
Сравниваем затраты на топливо и зарядку
Возьмем для примера электромобиль с батареей емкостью 72 кВт·ч и средним расходом 19 кВт·ч на 100 км. При использовании скоростной зарядки по тарифу 22 рубля за киловатт-час, стоимость пробега в 100 километров составит 418 рублей.
Теперь рассмотрим автомобиль с ДВС со средним расходом 10 литров на 100 км. При цене бензина АИ-92 около 48 рублей за литр, аналогичный пробег обойдется в 480 рублей. Разница в 62 рубля на сотне километров не выглядит фундаментальной, особенно на фоне высокой начальной стоимости электромобиля.
Фото: www.freepik.com Конечно, можно заряжаться дома от бытовой сети или на городских станциях, где тарифы ниже. Однако в первом случае процесс займет много часов, а во втором — инфраструктура пока развита слабо, и бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке.
Планы и реальность зарядной инфраструктуры
Согласно государственной «Концепции развития производства и использования электромобилей в РФ до 2030 года», в стране планируется развернуть не менее 72 тысяч зарядных станций, 28 тысяч из которых будут скоростными. Для сравнения: сегодня в России работает около 15 тысяч обычных АЗС.
Фото: www.freepik.com Столь масштабное строительство потребует огромных инвестиций, которые, очевидно, будут компенсированы за счет пользователей. Вкупе с вероятной отменой текущих льгот (бесплатной парковки, нулевого транспортного налога) это может существенно увеличить стоимость владения электрокаром. С ростом популярности «зеленого» транспорта государство вряд ли станет отказываться от потенциальных доходов в бюджет.
Обратите внимание: Грунтуем машину электрокраскопультом. ВАЗ-2115.
Мировой опыт: от льгот к ограничениям
Зарубежный опыт показывает, что период «медового месяца» для владельцев электромобилей рано или поздно заканчивается.
- США: Стоимость зарядки на общественных станциях высока, при этом системы биллинга разнообразны и не всегда понятны (оплата за киловатты или за время сессии).
- Германия: Власти планируют ввести ограничения на зарядку электромобилей в частных домах в часы пик, по сути подталкивая граждан к использованию коммерческих станций с высокими тарифами.
- Норвегия (лидер по электромобилизации): После того как доля электрокаров на рынке достигла 50%, государство начало сворачивать программу поддержки. В частности, был введен ежегодный налог в размере 25% от стоимости автомобиля (для машин дороже 600 000 крон, ~4 млн руб.). Для популярной Tesla Model Y это означает серьезную дополнительную нагрузку на бюджет владельца.
Ситуация с налогами в России
Распространено мнение, что электромобили в России полностью освобождены от транспортного налога. Это верно не для всех регионов. Например, в Москве ставка действительно нулевая, а в Челябинске владельцу электрокара придется платить.
Рассмотрим на примере Jaguar I-Pace (мощность 234 л.с.). При региональной ставке 75 рублей за лошадиную силу (Челябинск) ежегодный налог составит 17 550 рублей. Для дорогих моделей, чья стоимость превышает 10 миллионов рублей, к этой сумме добавляется повышающий коэффициент налога на роскошь, что может вылиться в сотни тысяч рублей ежегодных выплат.
Фото: globallookpress.com Таким образом, при подсчете общей стоимости владения электромобилем необходимо учитывать не только цену зарядки, но и долгосрочные перспективы: вероятный рост тарифов на инфраструктуру, отмену льгот и региональные особенности налогообложения. Экономия на топливе может быть нивелирована этими факторами.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Считаем убытки от эксплуатации «зеленых» машин.


