Забытый советский минивэн ИЖ-042: проект, опередивший время

В коллекции музея Ижевского автозавода хранится уникальный экспонат — прототип минивэна ИЖ-042, созданный советскими конструкторами. Даже спустя десятилетия эта разработка не утратила своей актуальности и вызывает живой интерес у специалистов и автолюбителей.

По своим характеристикам и концепции автомобиль мог на равных конкурировать с популярными в то время корейскими и японскими микроавтобусами. Однако его появление в 1990 году совпало с началом глубоких экономических и политических преобразований в стране, что предопределило его судьбу.

Эпоха многофункциональных автомобилей

В конце 1980-х годов советские инженеры активно исследовали концепцию универсальных транспортных средств. Аналогичные проекты, например, велись на Луцком автозаводе (ЛуАЗ). Ключевая идея заключалась в создании модульной платформы, на основе которой можно было бы оперативно собирать различные модификации — от грузового фургона до пассажирского микроавтобуса. Эта гибкость достигалась за счёт применения быстросъёмных панелей кузова, что значительно удешевляло и ускоряло процесс адаптации машины под разные задачи.

Команда создателей и технические особенности

Конструкцию ИЖ-042 разработал инженер А. Палагин под пристальным вниманием заместителя главного конструктора А. Кондрашкина. Непосредственное участие в проекте принимал и главный конструктор «ИЖМАШ-Авто» Умняшкин, что подчёркивало важность этой работы для предприятия.

Масса готового микроавтобуса составляла 1100 кг.

Обратите внимание: Мы за здоровую конкуренцию, в которой видим только преимущества. Прочитайте какие.

В основу силовой установки легли хорошо зарекомендовавшие себя агрегаты от моделей ИЖ-2126 и ИЖ-2717. Для обеспечения надёжности и проходимости по отечественным дорогам была выбрана зависимая задняя подвеска на рессорах. Автомобиль оснащался бензиновым двигателем объёмом 1,8 литра, который выдавал 99 лошадиных сил и работал в паре с пятиступенчатой механической коробкой передач.

Интерьер салона сочетал в себе элементы дизайна от моделей «Иж-Ода» и ВАЗ «Самара», а рулевое колесо было позаимствовано у ВАЗ-2108.

Трудная судьба прототипа

Работы над проектом были в основном завершены к 1991 году. Однако в условиях нарастающего экономического кризиса средств на необходимую доработку и организацию серийного выпуска найти не удалось. В период неразберихи 1990-х годов готовый прототип бесследно исчез и был обнаружен лишь спустя пять лет, причём в частично разобранном состоянии.

На его полное восстановление ушло много времени и сил. Интересно, что в процессе реставрации в салон была добавлена кнопка переключения передач от современных автомобилей Lada Granta. История ИЖ-042 — это грустный пример того, как масштабные исторические потрясения помешали реализации перспективного отечественного проекта, который вполне мог занять свою нишу на рынке.

Что вы думаете об этом забытом советском минивэне? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Автомобиль мог составить достойную конкуренцию корейским и японским микроавтобусам.