Год перемен: как изменился российский авторынок после начала СВО и что ждет его в будущем

Начало специальной военной операции и последовавшие за этим беспрецедентные санкции стали поворотным моментом для всей российской экономики, включая автомобильную отрасль. По прошествии года портал «АвтоВзгляд» анализирует, как эти события повлияли на рынок новых и подержанных автомобилей, производство, сервисное обслуживание и страхование, а также делится прогнозами экспертов на будущее.

Продажи: уход гигантов и приход новых игроков

Реакция иностранных автопроизводителей на начало СВО была молниеносной. Многие бренды приостановили поставки в Россию практически в тот же день. Однако далеко не все компании решились на полный разрыв отношений. Такие гиганты, как General Motors, Ford (коммерческий транспорт), Renault, Nissan (включая Infiniti) и Mercedes-Benz, официально объявили о прекращении деятельности в России в течение первого года. Остальные заняли выжидательную позицию: продали заводы, расторгли соглашения о промышленной сборке (СПИК), сократили штат или просто заморозили поставки, оставив возможность для возвращения.

Этот вакуум стал уникальным шансом для китайских автопроизводителей. Бренды из Китая активно наводнили рынок новинками, захватив около 30% доли и прочно обосновавшись в топе продаж, уступая только отечественным LADA. Примечательно, что цены на китайские автомобили остаются высокими, что объясняется высоким спросом в условиях дефицита предложения.

Цены на новые автомобили в целом выросли в 1.5–2 раза с начала 2022 года. Яркий пример — модели Hyundai Solaris и Creta, которые из бюджетных превратились в автомобили стоимостью 2 и 2.3 млн рублей соответственно. Рынок подержанных автомобилей также пережил взлет цен на 30–45% при сокращении предложения на 20%. Параллельно стал активно развиваться параллельный импорт, предлагая россиянам как совершенно новые модели, так и знакомые бренды, покинувшие официальный рынок.

Несмотря на уход ряда игроков, рынок пополнился новыми брендами. Среди тех, кто уже начал официальные продажи, — отечественные «Москвич», «Эволют» и «Соллерс» (выпускающий грузовики JAC под своим именем), а также китайские Omoda, Tank и Voyah.

Производство: реструктуризация и новые владельцы

Автопром России за год претерпел масштабную реструктуризацию. Завод «Автотор» прекратил сотрудничество с Hyundai, Kia и BMW, переориентировавшись на выпуск китайских марок Kaiyi и BAIC. Завод Renault был перезапущен как «Москвич», а мощности Nissan перешли под контроль «Лады». Активы Toyota и Volkswagen выставлены на продажу. Производственные площадки Hyundai и PSMA Rus (Stellantis и Mitsubishi) простаивают. Mercedes-Benz продал свой завод компании «Автодом», а доли Mazda и Ford отошли «Соллерсу». Совместное предприятие «Соллерс» и Isuzu завершило СПИК с государством. Кроме того, был запущен проект «Моторинвест», который занимается локализацией китайских электромобилей Evolute.

Аналогичные процессы затронули и производителей шин. Японская Yokohama, временно приостановив производство, смогла его возобновить, решив вопросы с поставками сырья. Финская Nokian Tyres договорилась о передаче активов «Татнефти», а Michelin, объявив об уходе, пока ищет покупателя для своего российского бизнеса.

Обратите внимание: Легенда №917. Porsche рожденный побеждать..

Сервис и запчасти: стабилизация на новом ценовом уровне

Спустя год после начала СВО острого дефицита шин и запчастей в России нет. Как отмечает директор техцентра «Автосвита» Мария Посеницкая, ситуация стабилизировалась, хотя и на новом ценовом уровне. Стоимость запчастей выросла в среднем на 30%, а услуги автосервисов — на 40–50%.

«С расходными материалами, элементами подвески и большинством узлов проблем нет: в наличии есть и аналоги, и оригинальные детали. Сложности возникают только с редкими позициями — их приходится долго ждать, а цена может быть вдвое выше. Качественные неоригинальные запчасти также подорожали на 40–100%. Кроме того, на рынке появилось много контрафактной продукции, которую чаще всего можно встретить на авторынках или у частных продавцов», — предупреждает Посеницкая.

Страхование: кризис доверия и реальных выплат

Рост цен на запчасти и работы привел к кризису в системе ОСАГО. Страховые компании, столкнувшись с увеличением стоимости ремонта, все реже выдают направления в сервисы, предпочитая выплачивать денежную компенсацию. Однако этих сумм, рассчитанных по устаревшим справочникам и с учетом износа, автовладельцам катастрофически не хватает для реального восстановления автомобиля.

«Сейчас ремонт по ОСАГО — большая редкость. Во-первых, сложно найти нужные детали, а во-вторых, их реальная стоимость значительно превышает данные в каталогах страховщиков. Компаниям проще рассчитаться деньгами, после чего клиент вынужден через независимую экспертизу взыскивать разницу в суде», — комментирует автомобильный эксперт Алексей Шичавин.

Эксперт также отмечает рост числа водителей, отказывающихся от покупки полиса ОСАГО. Причина — в низкой практической пользе страховки при наступлении страхового случая, что особенно контрастирует с продолжающимся ростом тарифов (на 10–15% за год).

Что дальше: новая реальность и стратегия выживания

По мнению экспертов, самые резкие изменения на авторынке уже позади. Автомобильный аналитик Сергей Бургазлиев считает, что бренды, покинувшие Россию, не вернутся в прежнем формате в ближайшие пять лет. В этой ситуации стране необходимо развивать собственную автомобильную промышленность, однако у властей, утвердивших в прошлом году лишь примерную стратегию, с этим явные сложности.

Пока государство ищет пути развития отрасли, автовладельцам стоит уделять максимум внимания сохранности и обслуживанию имеющихся автомобилей, ведь покупка нового сегодня — дорогое удовольствие. Регулярное ТО, своевременный ремонт и аккуратное вождение становятся не просто рекомендациями, а необходимостью в условиях, когда восстановление машины после аварии сопряжено с огромными трудностями и затратами.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: К чему мы пришли и чего ждать дальше.