Статистика последних месяцев показывает, что значительная часть автомобильного рынка России функционирует в обход официальных каналов. Каждый восьмой новый автомобиль, проданный в стране, был ввезён по схемам так называемого «серого импорта». Эксперты отмечают, что отмена высоких таможенных пошлин могла бы легализовать этот поток и сделать его ещё более масштабным, снизив конечную стоимость машин для потребителей.
Почему возник параллельный импорт и в чём его проблема?
В 2022 году в России официально разрешили параллельный ввоз автомобилей. Эта мера была призвана решить две ключевые проблемы: преодолеть острый дефицит машин, вызванный уходом многих международных автопроизводителей, и повысить доступность транспорта для граждан. Однако ожидаемого снижения цен не произошло. Главным препятствием остаются высокие таможенные платежи, которые в некоторых случаях могут составлять до 50% от итоговой стоимости автомобиля, сводя на нет экономическую выгоду от такой схемы.
Казахстан как альтернативный источник автомобилей
В поисках более выгодных вариантов российские автолюбители всё чаще обращают внимание на рынок соседнего Казахстана. Его главное преимущество — отсутствие необходимости платить крупные таможенные пошлины при ввозе машины в Россию. Однако и здесь покупателей поджидают сложности. Граждане РФ не могут напрямую приобрести автомобиль в Казахстане, вынуждая их прибегать к услугам местных посредников. Несмотря на дополнительные расходы на помощь в покупке и оформление, итоговая цена автомобиля, привезённого из Казахстана, в среднем оказывается на 25% ниже, чем у аналогичной модели в российских салонах. Кроме того, ассортимент машин у соседей сейчас зачастую богаче и разнообразнее.
Это может быть интересно: Обзор нового Hyundai Solaris 2018 года.
Масштабы явления и ситуация на внутреннем рынке
Согласно официальным данным, ежемесячно в Россию неофициальными путями ввозится от 4 до 5 тысяч новых автомобилей. К концу января доля таких машин достигла 12.5% от общего объёма продаж. Эта тенденция закономерна, учитывая текущее состояние авторынка. Помимо ограниченного выбора китайских брендов и моделей Lada, у российского покупателя практически нет альтернатив. Оставшиеся в продаже иномарки часто имеют неадекватно завышенные цены, что характерно и для отечественных, и для китайских автомобилей.
Отсутствие конкуренции и роль государства
Производители, такие как АвтоВАЗ (Lada) и китайские компании, оказались в условиях слабой конкуренции, что не стимулирует их к снижению цен. Напротив, стоимость автомобилей Lada имеет тенденцию к росту после анонса новых комплектаций. В сложившейся ситуации временная отмена или заморозка таможенных пошлин могла бы стать мерой государственной поддержки, которая стимулировала бы легальный импорт и усилила конкурентную борьбу, положительно повлияв на ценообразование. К сожалению, в последнее время обсуждение этой возможности сошло на нет, и кардинальных изменений в ближайшее время не ожидается.
Больше полезных материалов: Все обзоры автомобилей.

