Мишустин оставил дверь открытой: иностранные автопроизводители могут вернуться в Россию

В последние годы российский авторынок был местом, где активно работали многочисленные иностранные автопроизводители, построившие здесь свои сборочные заводы. Эти предприятия обслуживали не только Россию, но и другие страны СНГ. Однако события, начавшиеся 24 февраля 2022 года, кардинально изменили ситуацию. Значительная часть этих компаний приняла решение свернуть свою деятельность и покинуть российский рынок. Это оставило открытым ключевой вопрос: какая судьба ждет оставленные производственные мощности? Будут ли они полностью переориентированы на китайские бренды и LADA, или возможны иные сценарии?

Глобальные изменения и позиция правительства

Прошедший год стал периодом серьезных потрясений не только для России, но и для всей мировой экономики. Многие эксперты сходятся во мнении, что текущая ситуация — лишь предвестник более масштабных и глубоких трансформаций. Помимо внешнеполитических вызовов и беспрецедентного санкционного давления, перед Россией стоит сложная задача сохранения и развития своего промышленного потенциала. Именно об этом, в частности, говорил премьер-министр Михаил Мишустин во время своего выступления в Государственной Думе.

Фокус на автомобильной отрасли

Опуская макроэкономические показатели, сосредоточимся на автомобильной отрасли. После традиционного тезиса о сложностях и преодолении, глава правительства перешел к конкретным планам. Он сделал важное заявление, которое дает новую надежду на восстановление международного сотрудничества в автопроме. Мишустин четко обозначил, что российские власти готовы оказывать поддержку бизнес-проектам иностранных компаний, желающих развиваться в России, даже если эти компании представляют так называемые недружественные государства.

По мнению премьера, в России созданы комфортные условия для ведения бизнеса, и они открыты для всех. Если перевести эту позицию на язык автопрома, то передача заводов под управление российским компаниям (включая АВТОВАЗ) — это временная и вынужденная мера. Ее главные цели — сохранить рабочие места, не допустить разрушения современных производственных активов и поддержать смежные отрасли.

Взаимовыгодное партнерство и долгосрочные перспективы

Сложившаяся схема управления бывшими иностранными активами носит взаимовыгодный характер. С одной стороны, собственники (покинувшие бренды) получают гарантии сохранности своего имущества. С другой стороны, государство и регионы сохраняют тысячи рабочих мест, налоговые поступления и целые цепочки поставщиков — сотни субподрядных предприятий, чья работа напрямую зависит от конвейера.

Обратите внимание: Как защитить госномер от грязи и налипшего снега, не игнорируя Кодекс об административных правонарушениях.

Важным аргументом в пользу возможности возвращения является юридическая сторона вопроса. В соглашениях о временной передаче активов, как правило, четко прописано право первоначального владельца на выкуп своего предприятия в будущем. Хотя формально речь может идти о нескольких годах, текущая динамика на рынке и активность некоторых ушедших брендов (например, корейских компаний на площадке АВТОТОРа) намекают на то, что процесс может начаться гораздо раньше. В некоторых случаях вопрос может быть решен и без вмешательства государственных институтов развития, таких как НАМИ.

Экономическая логика возвращения

Главной целью любого бизнеса, в том числе и автопроизводителей, является не абстрактный объем продаж, а получение прибыли. Российский рынок исторически был высокомаржинальным: автомобили здесь продавались по ценам, значительно превышающим среднемировые, что приносило компаниям и их дистрибьюторам сверхприбыли. С экономической точки зрения, добровольный и полный отказ от такого доходного рынка выглядит нелогичным. Поэтому громкие заявления об уходе, продиктованные политической конъюнктурой, могут со временем уступить место трезвому бизнес-расчету.

Как отметил Михаил Мишустин, в деловой практике не принято безвозвратно сжигать мосты. За пеленой политической риторики часто скрывается прагматизм. Высока вероятность того, что многие иностранные автобренды в конечном итоге вернутся на российский рынок. Не исключено, что конкретные сроки и условия этого возвращения уже обсуждаются за закрытыми дверями.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Премьер-министр Мишустин обещал «старое» не поминать.