В конце 1950-х годов автоспорт в СССР переживал подъём. Соревнования становились сложнее, а требования к технике — выше. На смену доработанным серийным автомобилям начали приходить настоящие гоночные прототипы, созданные специально для трассы.

На фото — участники гонки 1956 года. Среди них можно увидеть и экспериментальные машины, например, гибрид на базе МАЗа с двигателем от «Москвича-402». Это было лишь начало пути к созданию специализированных спортивных автомобилей.
Рождение идеи на Минском автозаводе
Одним из таких проектов стал МАЗ-1500. Инициатива его создания исходила от Министерства автомобильной промышленности БССР, которое хотело сформировать команду для участия в чемпионате СССР по шоссейным гонкам. Несмотря на то, что МАЗ специализировался на грузовиках, его конструкторы под руководством автогонщика Владимира Майбороды взялись за разработку легкового спортпрототипа.
Поскольку автомобиль должен был выступать в классе до 1600 куб. см, в качестве силового агрегата выбрали двигатель от «Москвича». Его серьёзно доработали: установили четыре карбюратора, спортивные впускной и выпускной коллекторы, что позволило поднять мощность до 60 л.с. при 5000 об/мин. Двигатель мог работать как на специальной бензино-бензольной смеси, так и на обычном бензине АИ-93.

Дизайн, вдохновлённый легендой
Для создания кузова инженеры обратились к опыту мирового автоспорта. За образец была взята форма кузова знаменитого немецкого Mercedes-Benz 300SLR — автомобиля, который добивался успехов в европейских гонках, но также печально известного из-за трагедии в Ле-Мане в 1955 году.

Внешнее сходство, однако, не означало полного копирования. Немецкий прототип был рассчитан на другие скорости, мощности и создавался из дорогих материалов, таких как магниевые сплавы. Советские конструкторы, работая в условиях дефицита, использовали более доступные технологии: кузовные панели из стекловолокна, которые склеивали широко распространённым клеем БФ. На основе тщательных расчётов была создана гипсовая модель в натуральную величину, а затем в НАМИ изготовили сами панели для будущего автомобиля.
Технические решения для скорости и устойчивости
Чтобы улучшить управляемость и устойчивость на высоких скоростях, машину сделали максимально низкой. Для оптимального распределения массы запасное колесо, радиатор и топливный бак вынесли за пределы колёсной базы. Систему охлаждения дополнили расширительным бачком для лучшей работы, а маслорадиатор позаимствовали у внедорожника ГАЗ-69.
Обратите внимание: Год владения Мерседес Е-класса 2012 года. Часть 3 Первые месяцы.

Одной из самых узнаваемых деталей экстерьера МАЗ-1500 стали «уши» — воздухозаборники в задней части кузова, отдалённо напоминающие те, что позже появятся на «Запорожцах». Их функция была сугубо практической: они служили для охлаждения задних тормозных механизмов.
При создании автомобиля широко использовались агрегаты от серийного «Москвича-407»: коробка передач, элементы рулевого управления, амортизаторы. Это упрощало обслуживание и ремонт, хотя многие из этих узлов также подверглись доработкам для гоночных условий.
Спортивная карьера и забвение
В 1961 году два построенных экземпляра МАЗ-1500 дебютировали в чемпионате СССР. Первые выступления нельзя было назвать триумфальными — лучшим результатом стало пятое место на этапе. Однако с каждым сезоном машины дорабатывались, а гонщики набирались опыта. К 1963 году команда смотрела в будущее с оптимизмом.

Этим планам не суждено было сбыться. Спортивное руководство страны приняло решение упразднить класс автомобилей с объёмом двигателя 1600 куб. см. Руководство МАЗа не стало выделять ресурсы на разработку новой, более мощной машины, и проект МАЗ-1500 был закрыт. Автомобили перестали выходить на трассу, а со временем были утрачены.
До наших дней не сохранилось ни одного экземпляра этого уникального спортпрототипа. Остались лишь фотографии и высоко ценимые коллекционерами масштабные модели, созданные такими мастерами, как белорусский моделист Вадим Покровский.


Добавить Автора
Оригинальный материал
Больше интересных статей в нашем блоге о Хабре. Доступные серверы для ваших проектов здесь.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Советский «Мерседес» или как в Минске строили спортпрототип.

