Секретные «догонялки» КГБ: история советских спецавтомобилей. Часть 1

В Советском Союзе существовал особый класс автомобилей, о котором широкой публике стало известно лишь после распада страны. Речь идет о так называемых «догонялках» — специальных машинах для КГБ, внешне неотличимых от серийных моделей, но скрывавших под капотом мощные двигатели и уникальные технические решения.

Истоки: от «Эмки» до первых экспериментов

В первые годы советской власти о создании собственных скоростных машин для спецслужб не задумывались. Для этих целей использовались импортные автомобили, доставшиеся в наследство. Ситуация начала меняться в предвоенные 1930-е годы, когда появились первые отечественные разработки с усиленными двигателями. Однако настоящий расцвет «догонялок» пришелся на послевоенный период.

Главной задачей инженеров было создать автомобиль, внешне ничем не выделяющийся из потока, но способный развивать высокую скорость и иметь отличную динамику для преследования. Такие машины были необходимы для слежки за иностранными дипломатами, сотрудниками посольств и другими лицами, представлявшими оперативный интерес.

Первые шаги в этом направлении были связаны с легендарной «Эмкой» (ГАЗ-М1). Чекистов привлекли планы по установке на эту модель двигателей V8, данные о которых были засекречены, в отличие от характеристик стандартной рядной «четверки». Небольшими партиями с 1938 по 1940 год для нужд НКВД выпускались «Эмки» с американскими двигателями Ford V8. Однако с началом Великой Отечественной войны большинство этих ценных силовых агрегатов было демонтировано и установлено на легкие танки Т-60.

Сегодня один из таких раритетов — отреставрированная «Эмка» — можно увидеть в музее Гаража специального назначения ФСО России на ВДНХ.

Послевоенный прорыв: «заряженная» «Победа» ГАЗ-М20Г

Новая эра спецавтомобилей началась после войны. В 1956 году Горьковский автозавод получил правительственный заказ на создание скоростной машины на базе «Победы» (ГАЗ-М20). Изначально задача стояла не в слежке, а в обеспечении динамичного сопровождения правительственных кортежей. Штатные «Победы» не успевали за быстроходными лимузинами ЗИС-110 и ЗИМ, а новая «Волга» (ГАЗ-21) еще не была готова.

Инженерам под руководством Г.М. Вассермана пришлось решить сложнейшую задачу: разместить под капотом «Победы» 90-сильный двигатель от представительского ЗИМа. Для этого пришлось отказаться от гидромуфты, уменьшить радиатор, установить маслорадиатор и серьезно доработать шасси. Машина, получившая индекс ГАЗ-М20Г (или М26), внешне осталась обычной «Победой», но ее характеристики кардинально изменились.

Максимальная скорость выросла со 109 до 132 км/ч, а разгон до 100 км/ч сократился с 45 до 30 секунд. Всего было выпущено около сотни таких машин, которые служили в КГБ до середины 1960-х годов.

Один из таких автомобилей сегодня выставлен в Музее Гаража специального назначения ФСО России на ВДНХ.

Апогей скрытой мощи: «Волга» ГАЗ-23

С появлением «Волги» ГАЗ-21 у сотрудников КГБ возникла новая идея: создать идеальный «догоняющий» автомобиль на ее базе. Серийная модель устраивала всем, кроме динамики. Так родился проект ГАЗ-23, который стал вершиной инженерной мысли для спецслужб того времени.

Задача казалась невыполнимой: разместить в моторном отсеке «Волги» огромный 195-сильный V8 от представительской «Чайки» (ГАЗ-13) вместе с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Работы под руководством конструктора Бориса Дехтяра велись три года, с 1959 по 1962.

Двигатель пришлось устанавливать под углом 2 градуса, чтобы он не касался кузова. Были усилены рама и подвеска, полностью переработаны тормоза, выпускная система и даже радиаторная решетка. Для полной маскировки заказчик потребовал оставить всего одну выхлопную трубу, как у обычной «Волги». В салоне могли устанавливать муляж педали сцепления, чтобы скрыть наличие «автомата».

Результат превзошел все ожидания. ГАЗ-23 разгонялся до 170 км/ч (против 130 км/ч у серийной модели), а до 100 км/ч автомобиль достигал за 16 секунд, что было быстрее, чем у самой «Чайки». Всего с 1962 по 1970 год было выпущено 603 таких автомобиля в различных модификациях, включая экспортные версии для союзных стран.

Эстафету у ГАЗ-23 приняла «догонялка» на базе следующего поколения «Волги» — ГАЗ-24-24, но это уже тема для отдельного рассказа.

Продолжение следует...

Источник

СССР АвтоТехника ИзобретенияКГБМототранспортТюнингЗапчастиРетроавтомобильДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 1.