Секретные «Волги» и «Жигули»: как КГБ и МВД СССР оснащали свои автопарки

Производство специальных «догоняющих» автомобилей на Горьковском автозаводе продолжалось вплоть до 1993 года. За весь период было выпущено более 2000 экземпляров различных модификаций. Сегодня эти уникальные машины можно встретить лишь в музеях и частных коллекциях.

Особая «Волга» ГАЗ-24-24

Среди эксклюзивных разработок ГАЗа особое место занимала черная «Волга». В конце 1960-х годов на базе серийной модели ГАЗ-24 была создана высокоскоростная версия с индексом ГАЗ-24-24. В отличие от более ранней модели ГАЗ-23, эта машина изначально проектировалась с учетом возможной установки мощных двигателей V8, что позволило избежать многих технических проблем. Конструкторы удлинили переднюю часть кузова на 30 мм для размещения силового агрегата.

Салон спецверсии «Волги» ГАЗ-24-24 отличался от серийного лишь несколькими деталями: рычагом автоматической коробки передач и рацией, установленной под торпедо.

Специальная версия выпускалась на базе седана ГАЗ-24 с 1968 по 1985 год. Позже, с 1986 по 1993 год, на конвейер встала модификация на базе обновленной «Волги» ГАЗ-24-10, получившая индекс ГАЗ-24-34. Одна из таких машин была представлена на ретро-параде Клуба «Чайка» весной 2022 года. Этот автомобиль оснащался бензиновым карбюраторным двигателем ЗМЗ-24-24 V8 объемом 5,5 литра, развивавшим мощность 195 л.с. Его реальная максимальная скорость достигала 182 км/ч, что было значительным преимуществом по сравнению с серийной «Волгой» ГАЗ-24, чей 80-сильный двигатель позволял разгоняться лишь до 145 км/ч.

Руководство по эксплуатации спецверсии ГАЗ-24-24, переплетенное в твердый переплет для долгого хранения, сегодня является ценным артефактом.

«Догонялка» ГАЗ-24-24 с аэродинамическим коэффициентом 0,45 требовала высокооктанового бензина АИ-95 «Экстра» или АИ-98. Среди владельцев до сих пор ведутся споры о предпочтительном топливе, однако заводская инструкция дает четкие указания. В разделе «Предупреждение» говорится: «1. Двигатель имеет степень сжатия 8,5; для нормальной работы используйте бензин АИ-98... допускается использование бензина «Экстра» АИ-95. 2. ...во время обкатки не развивать скорость более 100 км/ч. 3. Запускать двигатель стартером только при положении рычага АКПП в нейтрали».

Как и в случае с ГАЗ-23, часть машин ГАЗ-24-24 с мощными двигателями поступала на службу в подразделения ГАИ.

Конструкторы не просто взяли двигатель от «Чайки» — они существенно его доработали для работы в экстремальных условиях длительных высокоскоростных погонь. Был усилен блок цилиндров, изменено расположение выпускных коллекторов, а крышки коренных подшипников стали крепиться на четыре болта.

Кузов также потребовал усиления: для передних лонжеронов использовался более толстый металл, были добавлены приварные косынки и ребра жесткости. Чтобы разместить радиатор большего объема, пришлось укоротить нижнюю часть передних лонжеронов и изготовить новую нижнюю балку радиатора. Ходовая часть была дополнена усиленными рессорами, передним стабилизатором поперечной устойчивости и гидроусилителем руля, что значительно улучшило управляемость.

Дальнейшим развитием «догоняющей» линейки стал седан ГАЗ-24-25 — модификация с экранированным электрооборудованием, предназначенная для установки аппаратуры специальной связи. Экранирование стартера и защита жгутов проводов были необходимы для защиты чувствительной электроники от помех. Внешне отличить такую машину от обычной «Волги» было сложно. Лишь знаток мог обратить внимание на более широкие шины, антенну комплекса «Кавказ» и плоскую буксирную проушину под бампером. Косвенными признаками были также шторки на задних стеклах и характерный звук V8. Салон и органы управления были идентичны серийным, за исключением изогнутого напольного рычага АКПП, который было трудно разглядеть с улицы.

Производство ГАЗ-24-24 велось не на главном конвейере, а в специальном цехе мелкими сериями, с большим объемом ручного труда. По качеству сборки и отделки эти машины сравнимы с представительскими «Чайками». Кузова для них лудили — покрывали тонким слоем олова, затем шлифовали, грунтовали и наносили слой высококачественной краски. Благодаря этому многие из сохранившихся «Волг КГБ» до сих пор имеют оригинальное лакокрасочное покрытие.

ГАЗ-31013 на базе «номенклатурной» Волги

С началом перестройки в 1985 году появилась «догоняющая» версия на базе нового «номенклатурного» седана ГАЗ-3102. Эта «супер-Волга» для КГБ получила индекс ГАЗ-31012 (позже ГАЗ-31013) и отличалась усиленным кузовом, модернизированной подвеской и улучшенными тормозами.

Первые четыре автомобиля были оснащены двигателями от новой «Чайки» ГАЗ-14. С 1988 года в мелкосерийное производство пошла модель ГАЗ-31013, которую можно было узнать по сдвоенным выхлопным трубам. Она получила двигатель ЗМЗ-505.10 V8 объемом 5,53 литра, мощность которого была снижена до 200 л.с. Трансмиссия осталась трехступенчатой автоматической. До распада СССР в 1991 году было выпущено 136 автомобилей моделей ГАЗ-31012 и ГАЗ-31013.

Салон «Волги» для КГБ выглядел почти обыденно, но внимательный глаз мог найти отличия от серийной модели.

Заводская инструкция для этих автомобилей во многом повторяла рекомендации для ГАЗ-24-24.

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

В частности, запрещалось запускать двигатель при горящей лампочке аварийного давления масла. Производитель особо отмечал: «Благодаря наличию гидротрансформатора в автомобиле отсутствует жесткая связь между двигателем и ведущими колесами. Поэтому для торможения автомобиля на стоянке обязательно используйте стояночный тормоз». Также предписывалось не глушить двигатель до полной остановки, так как при этом переставали работать гидроусилители руля и тормозов.

Рычаг АКПП в салоне ГАЗ-31013 выдавал особое происхождение автомобиля.

Инструкции были простыми, но очень точными. Например, реверс следовало включать только после полной остановки, а для заправки трансмиссии и ГУР допускалось использовать только специальное масло. Завод категорически запрещал применение других жидкостей.

Под капотом ГАЗ-31013 с трудом умещался мощный двигатель от представительской «Чайки».

Инструкция напоминала технический справочник, подробно описывающий работу всех систем. Особое внимание уделялось температурному режиму двигателя: «Поддерживайте температуру охлаждающей жидкости в пределах от 80 до 90 градусов... и не начинайте движение, когда двигатель недостаточно прогрет».

Бензиновый двигатель ЗМЗ-14 V8 объемом 5,5 литра развивал мощность 220 л.с. и крутящий момент 451 Нм.

ГАЗ-31013 с усиленной подвеской и тормозными дисками увеличенного диаметра демонстрировал отличную динамику: разгон до 100 км/ч занимал 13 секунд, а максимальная скорость превышала 160 км/ч. Эти показатели полностью соответствовали требованиям спецслужб, которым были нужны быстрые и незаметные автомобили.

В истории ГАЗа была и модификация ГАЗ-31011 с двигателем V8 объемом 4,3 литра и мощностью 160 л.с., развивавшая скорость до 170 км/ч. Эти машины предназначались в основном для МВД, а не для КГБ.

Роторно-поршневые «Жигули»

Сообщество владельцев «догоняющих» «Волг» с двигателями V8 невелико. Однако помимо них существовали и другие уникальные машины, например, ГАЗ-31028 с роторно-поршневым двигателем (РПД) ВАЗ-413 мощностью 140 л.с., способный разгоняться до 164 км/ч.

ВАЗ-21059 «Жигули» с роторно-поршневым двигателем внешне почти не отличался от обычной «пятерки».

Некоторые спецавтомобили как Горьковского, так и Волжского автозавода оснащались роторно-поршневыми двигателями, работающими по циклу Ванкеля. Интерес к этой технологии в СССР возник после изучения японских малолитражек 1960-х годов.

Так мог выглядеть седан ВАЗ-21018 с односекционным роторно-поршневым двигателем ВАЗ-311.

Первый отечественный односекционный РПД был создан по аналогии с зарубежным. После испытаний и доработок в конце 1970-х годов такие двигатели стали устанавливать на автомобили КГБ.

«Догоняющие» «Жигули» обязательно оснащались рациями дальней связи.

Проект по созданию отечественных РПД стартовал в 1973 году. Уже в 1975-м был изготовлен первый прототип ВАЗ-301, а в 1976-м собрали 50 опытных «Жигулей» ВАЗ-21018 с таким двигателем. Следующая версия, ВАЗ-311, появилась в 1982 году.

Lada 1600 Matic 1984 года выпуска от советско-бельгийской компании Scaldia-Volga SA с трехступенчатой АКПП.

Согласно данным музея ВАЗа, предприятие выпускало роторно-поршневые двигатели с 1975 по 2001 год. Всего было освоено 16 моделей мощностью от 40 до 270 л.с.

Большинство спецмашин оснащалось радиостанциями «Альфа», «Ангстрем», «Верба» и другими средствами связи.

Для разных целей использовались различные РПД: 70-сильный ВАЗ-311 (для ВАЗ-21018), 90-сильный ВАЗ-3181 (для ВАЗ-2108), 110-сильный ВАЗ-414 (для ЗАЗ «Таврия»). Для спецслужб в 1976 году создали 140-сильный ВАЗ-413 для ГАЗ-31028. В 1979 году малыми партиями выпускался 120-сильный ВАЗ-411 для ВАЗ-21019. Последней в этом ряду стала модель 4132 мощностью 140 л.с. для ВАЗ-21079, мелкосерийное производство которой началось в 1992 году.

Мифы и легенды о спецавтомобилях

Секретность, окружавшая автомобили КГБ, породила множество слухов и домыслов.

Один из мифов гласит, что в машинах использовалось три аккумулятора: в моторном отсеке, под задним сиденьем (для запуска в мороз) и в багажнике (для спецоборудования). На деле в подкапотном пространстве стоял один аккумулятор повышенной емкости, а вспомогательный источник питания для средств связи использовался не всегда.

Ходили слухи, что некоторые «догонялки» маскировались под такси, но документальных подтверждений этому нет.

Еще один нелепый миф касался использования балласта в багажнике для лучшего распределения веса. «Знатоки» утверждали, что для этого использовали булыжники или кирпичи. Возможно, для этих целей действительно отливали свинцовые блоки, которые крепили ремнями, но до наших дней такие экземпляры не дошли.

Существует также версия, что часть машин внешней разведки КГБ была замаскирована под такси. Возможно, единичные случаи и были, но документально это не подтверждено. Тема «догоняющих» автомобилей настолько привлекательна, что порождает новые факты и домыслы, подчеркивая их уникальность даже в XXI веке.

Уже в наше время для коллекционеров выпускают точные копии советских спецавтомобилей в масштабе 1:18.

Источник

СССРАвтомобили Сделано в СССРТехнические изобретенияТюнингРетро-автомобилиДвигательЗапчастиЭлектроника70-еГаджетыТранспортДлинный пост 7

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: «Догонялки» в СССР: история спецавтомобилей для КГБ. Часть 2.