Эпоха души против эпохи экрана: как маркетинг и цифровизация изменили суть автомобиля

Как описываются машины в рекламных проспектах? "Волнующие", "эффектные", "изящные", "грациозные", "волнующей формы". Прямо не знаешь, куда их вести - в гараж или в номер мотеля. Роберт Орбен

Золотой век и его закат

Период с 1950-х по 1970-е годы по праву считается золотым веком автомобилестроения. Это была эпоха, которая подарила миру машины, ставшие бессмертными легендами. Их ценят коллекционеры, ими восхищаются, их помнят и будут помнить еще долгие десятилетия. Эти автомобили были произведениями искусства, в которые инженеры и дизайнеры вкладывали душу.

Когда-то автомобили рисовали живые люди, а не роботы. Фото из открытых источников

Затем последовала череда кризисов: сначала сырьевой, потом экономический. Они наложили свой отпечаток на автопром, и многие модели конца 70-х — начала 80-х годов выглядят, мягко говоря, странно и аляповато. Создается впечатление, что кризис коснулся не только экономики, но и вдохновения дизайнеров.

Прогресс и его двойная природа

Технический бум 90-х и 2000-х подарил миру новые канонические модели. Однако прогресс — палка о двух концах. С одной стороны, он упрощает жизнь, с другой — обесценивает человеческий труд. Автоматизация и глобализация производства — это хорошо для снижения стоимости и минимизации ошибок. Но оборотная сторона медали в том, что сегодня при создании автомобиля главными становятся не инженер с чертежами и испытатель на трассе, а экономист с калькулятором и маркетолог с фокус-группами.

Взгляните на современную рекламу автомобилей. Что в ней восхваляют? Мощность двигателя, качество материалов, надежность, которая позволит проехать сотни тысяч километров без серьезного ремонта? Увы, нет.

Триумф маркетинга над сутью

Сегодня в центре внимания — хрупкая светодиодная оптика (которая порой светит не лучше старых галогенок), размер сенсорного экрана, дешевая разноцветная подсветка салона и возможность подключить смартфон. А если все это назвать модным словом «кроссовер», цену можно смело поднять в полтора раза.

Обратите внимание: Электрогрузовики Mercedes-Benz eActros проверят клиенты.

И плевать, что под обвесом скрывается моноприводная платформа с поперечным двигателем и клиренсом в 16 сантиметров. Вот такая печальная реальность.

Душа против алгоритма

Когда инженеры BMW создавали кузов легендарной «пятой серии» E39 или даже относительно бюджетный Ford Mustang своего времени, ими двигала здоровая инженерная мысль и стремление к совершенству. Даже в СССР, когда ВАЗ 2103-2106 дорабатывали с помощью итальянских специалистов, кто-то догадался сделать интерьер не только функциональным, но и тактильно приятным, визуально красивым — таким, который и сегодня не выглядит дешево.

Новомодный экран вместо классических приборов в итальянском стиле в отдельных колодцах? Нет! Фото из открытых источников.

Сложно серьезно воспринимать инженеров, которые заменяют идеально читаемую аналоговую приборную панель, как в Mercedes W210, на сенсорный экран с тридцатью вариантами «скинов». Когда вместо разговоров о соотношении мощности к массе тебе рассказывают о 64-цветной подсветке. Когда вместо гарантированного ресурса двигателя хвастаются наличием Apple CarPlay. Звучит удручающе.

Неоднозначность современности

Конечно, нельзя все сводить к черному и белому. Современные автомобили удобнее, экономичнее и безопаснее своих предков 20-40-летней давности. Ими проще управлять. Но с каждым годом они становятся все более похожими друг на друга, теряя индивидуальность и ту самую «душу». Горькая ирония в том, что цифровизация и унификация свели на нет человеческое многообразие и творческую мысль. Будущее, где машины — это гаджеты на колесах, уже наступило.

Закройте эмблему и представьте, что это Chery. Получилось? Фото из открытых источников.

Когда сегодня говорят: «Я приеду на новом Мустанге», я по-прежнему жду увидеть стремительный силуэт спортивного купе. А вместо этого появляется электрокроссовер... Видимо, есть только один выход — обзавестись классическим Mustang с атмосферным V8 и механической коробкой передач. Чтобы и новое поколение понимало, какими уникальными, характерными и настоящими могли быть автомобили. Всем добра и по-настоящему хороших машин!

Mustang здорово человека: задний привод, атмо-мотор, 8 цилиндров V-образно, механическая КПП #mustang #bmw #mercedes #авто #автообзор #экономика #финансы #маркетинг #цены на автомобили

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Когда "Мустанги" стали электро-кроссоверами или куда скатился мир автомобилей благодаря маркетингу.