Автопром 2024: планы Мантурова и реальные перспективы российского авторынка

В новогодние праздники вице-премьер, глава Минпромторга России Денис Мантуров дал интервью агентству ТАСС, в котором подробно остановился на ключевых проблемах и перспективах отечественного автомобилестроения. Учитывая, что министерство играет одну из ведущих ролей в формировании экономической политики страны, а сам министр занимает высшую ступень в правительственной иерархии, его заявления заслуживают самого пристального анализа. Редакция портала «АвтоВзгляд» решила разобраться, какие реальные тенденции и возможные сценарии скрываются за официальными формулировками чиновника.

Важно понимать, что интервью главы Минпромторга — это не просто изложение его личной точки зрения. Скорее всего, Денис Мантуров озвучивает позицию, которая преобладает в высших эшелонах российской власти. Именно в этом контексте его слова представляют наибольший интерес. Что же министр сообщил российским автовладельцам, как нынешним, так и будущим? По сути, ничего принципиально нового и обнадеживающего.

Заводы-призраки: кто придет на смену ушедшим гигантам?

Одной из самых острых тем остается судьба производственных мощностей, оставленных компаниями Hyundai и Volkswagen. Прямо об этом не говорится, но известно, что российская компания «Арт-Финанс», купившая эти активы, планирует запустить производство в Калуге и Санкт-Петербурге уже в первой половине 2024 года. Для этого, как утверждается, найден «промышленный зарубежный партнер», предположительно, автомобильная компания, а не производитель товаров народного потребления.

Обратите внимание: Татра 613 для КГБ — чешская «Чайка» в СССР. Советский автомобиль для чиновников.

Однако становится очевидным: рассчитывать на глубокую локализацию или, тем более, на полностью отечественное производство на этих площадках не приходится. Фактически, управлять процессом будут «варяги», только теперь не европейского, а азиатского происхождения. Уверенность министра в успешном разрешении ситуации выглядит несколько натянутой. Напомним, что слухи о найденных партнерах для этих заводов циркулируют с лета прошлого года.

Например, в июле депутат Госдумы Геннадий Скляр заявлял: «Я считаю, что Volkswagen начнет работать в этом году, модели уже обозначены, идет подготовительная работа, китайская компания, которая является партнером Volkswagen, приближается». Но, как видим, воз и ныне там — заводы простаивают. Учитывая, что «Арт-Финанс» до сих пор не назвала своего технологического партнера, возникает закономерный вопрос: а существует ли он вообще? Ведь скрывать имя успешного инвестора обычно нет никакого смысла.

Возрождение «Волги»: ностальгия или маркетинг?

Еще один ключевой момент интервью — заявления о выходе на финальную стадию переговоров по возобновлению производства автомобилей под легендарной маркой «Волга». Старт производства также намечен на середину 2024 года. Согласно инсайдерской информации, проект предполагает участие иностранного партнера, а дизайн будет современным, где от классической «Волги» останется лишь стилизованная решетка радиатора.

На первый взгляд, это повод для радости. Однако, если экстраполировать эти данные на реальность, картина получается иной. С высокой долей вероятности нижегородский завод будет заниматься крупноузловой сборкой или ребеджингом китайской модели, которая после установки характерной решетки и наклейки шильдиков превратится в «отечественную» «Волгу». Портал «АвтоВзгляд» уже не раз писал о сомнительной ценности подобных проектов, которые являются скорее пиар-ходом, чем реальным возрождением бренда. По сути, это будет не «Волга», а её далекий и чуждый аналог.

В целом, повестка, озвученная министром, сводится к уже знакомой схеме — организации сборочного производства. О создании собственного, полноценного, высокотехнологичного автопрома речи не идет. При этом было бы крайне полезно услышать от чиновников более конкретные детали. Например, что на самом деле означает выделенные 300 миллиардов рублей на ускорение локализации «ответственных компонентов» в ближайшие два года? Какие именно компоненты считаются ответственными и какие этапы их производства планируется локализовать? Ответы на эти вопросы куда важнее для отрасли, чем расплывчатые рассказы о планах иностранных компаний.

Мнение читателей

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?

  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Новогодние откровения чиновников.