Парадокс российского автопрома: новые заводы строят, а старые простаивают

В российской автомобильной промышленности наблюдается парадоксальная ситуация. В стране существует значительное количество законсервированных или недозагруженных сборочных мощностей, которые теоретически можно сравнительно быстро перезапустить. Однако вместо реанимации этих готовых площадок, бизнес и власти часто делают ставку на строительство новых предприятий или перепрофилирование старых под другие задачи. В чем же причина такого подхода? Портал «АвтоВзгляд» попытался разобраться в этой непростой логике.

Бездействующие гиганты

Наглядные примеры — это судьба бывших заводов иностранных автопроизводителей. Так, пока петербургский завод Hyundai ищет нового партнера среди китайских или японских компаний, его бывшие активы — экс-заводы Nissan и GM — остаются без работы. Не увенчались успехом и переговоры АВТОВАЗа с китайской FAW по заводу Nissan, который снова встал на паузу. Цеха совместного предприятия JEM (бывший завод Mazda и Ford) также продолжают пылиться после консервации.

Неопределенность в ключевых кластерах

Ситуация в калужском автокластере, одном из крупнейших в стране, тоже далека от ясности. Хотя официально разрешение на возобновление работы дано, конкретные планы по моделям и объемам производства остаются туманными даже на государственном уровне. Аналогичная история разворачивается вокруг завода Mercedes-Benz в Солнечногорске. Это лишь вершина айсберга — количество простаивающих или неэффективно используемых автопроизводств в России гораздо больше, чем принято считать.

Перепрофилирование вместо автомобилей

Часто судьба таких заводов — это не возрождение автопроизводства, а смена специализации. Например, черкесский «Дервейс» и Михайловский «Ставопольское авто», где ранее собирали китайские машины, планировалось передать новым восточным партнерам, а в итоге их хотят превратить в индустриальные парки. Яркий пример — Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ), который решили переориентировать на выпуск сельскохозяйственной и почвообрабатывающей техники.

Обещания возрождения легкового автопрома часто остаются лишь на бумаге. Брянский автозавод (БАЗ) анонсировал «антисанкционный» автомобиль, но дальше презентационных роликов дело не пошло. Зато там успешно наладили выпуск тракторов для нефтегазовой отрасли — бизнес, который в текущих условиях выглядит куда более практичным и прибыльным.

Китайские партнеры: слова против дел

Многие китайские бренды, такие как Hongqi, SAIC, Zotye, Changan и Chery, заявляли о планах по локализации сборки в России. Однако в большинстве случаев эти заявления так и не переросли в реальные проекты. Исключением является «Автотор» в Калининграде, который наладил выпуск машин нескольких китайских марок, но об успешности и глубине этой локализации говорить пока рано.

Обратите внимание: В Калифорнии к 2035 году запретят машины с бензиновыми и дизельными двигателями.

Несмотря на это, информационное поле продолжает насыщаться новостями о будущих стройках. Тот же БАЗ обещает цех для бюджетных легковушек, а в Саратове малоизвестная компания «АльфаТех» анонсировала производство электромобилей и комплектующих. Пока это лишь планы.

Бизнес-логика или освоение бюджета?

Возникает резонный вопрос: зачем строить новое, если старое простаивает? Частичный ответ дают примеры перепрофилирования. Например, компания «Резинотехника» организовала в Саратовской области производство запчастей для снятых с производства Nissan, Mitsubishi и Renault. Кто-то должен конкурировать с КамАЗом, который также наращивает выпуск запчастей для Renault. А под Новосибирском некая фирма «Тренд» заявила о планах постройки завода тяжелых грузовиков, не уточнив деталей.

Аналитики склоняются к мнению, что за многими такими проектами стоит не столько производственная необходимость, сколько желание освоить бюджетные средства. Потенциальные инвесторы, в том числе иностранные, понимают эти риски и часто отказываются от участия в «раскрученных» стартапах еще до их начала. Складывается впечатление, что в данном сегменте бизнес ведется не ради долгосрочного дела, а ради сиюминутных финансовых потоков. И, как это часто бывает, реальное развитие отрасли откладывается на неопределенный срок.

Опрос

Верите ли вы в будущее электромобилей в России?
  • Да.
  • Нет.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: Что происходит с машиностроительными предприятиями.