16 января 1959 года, ровно 65 лет назад, с конвейера сошла первая серийная ГАЗ-13 «Чайка». Несмотря на суеверные опасения, связанные с номером 13, этой машине была уготована удивительно долгая и яркая судьба — её производство продолжалось вплоть до 1981 года.
«Чайка» стала одним из главных символов эпохи «оттепели», встав в один ряд с такими знаковыми достижениями, как полёт Юрия Гагарина, запуск первого спутника, строительство Волжской ГЭС и атомного ледокола «Ленин». Этот автомобиль олицетворял собой мечту о техническом прогрессе и новых горизонтах.
Автомобиль для избранных в стране равенства
В государстве, декларировавшем всеобщее равенство и общественную собственность, роскошная «Чайка» служила наглядным, но молчаливым свидетельством существования особого, привилегированного слоя общества. Она была материальным воплощением статуса и власти, недоступным для простых граждан. Классификация машины также вызывала вопросы: её относили то к высшему, то к большому классу, что в условиях плановой экономики выглядело своеобразным парадоксом.
На фото: Ладислао Эстес Дуарте (слева) и Борис Борисович Лебедев работают над полномасштабной гипсовой моделью будущей «Чайки», которая изначально носила имя «Стрела».
Рождение легенды: от «Стрелы» к «Чайке»
Разработка автомобиля началась под индексом ЗиМ-13. Главным конструктором проекта был назначен Николай Александрович Юшманов, имевший за плечами успешный опыт создания ГАЗ-12 ЗиМ. Внешний облик машины создавался в творческом тандеме двух талантливых художников-конструкторов: Льва Михайловича Еремеева и Бориса Борисовича Лебедева. Особую роль в процессе сыграл Ладислао Эспес Дуарте, бывший лётчик-ас из Испании, ставший ведущим конструктором кузова. По легенде, для позолоты решётки радиатора первого опытного образца использовались царские золотые червонцы.
Первый опытный образец ГАЗ-13. На фото с автомобилем (слева направо): Б.В. Греков, Б.Б. Лебедев, Н.И. Борисов, Р.К. Клуцис, Н.А. Юшманов, М.С. Мокеев, В.С. Соловьев, В.М. Китаев, С.В. Соловьев и другие.
Конструктивной особенностью «Чайки» было расположение топливного бака в заднем свесе, а его заливная горловина скрывалась за номерным знаком. За рулём опытного образца — известный гонщик-испытатель Вячеслав Мосолов.
В контексте эпохи: «оттепель» и смена ориентиров
Работа над автомобилем совпала с важными политическими переменами в стране. После XX съезда КПСС и развенчания культа личности Сталина изменился и стиль жизни высшего руководства. Автомобиль как символ власти тоже должен был стать другим — более современным и открытым. Первоначально машину хотели назвать «Стрела» — это было модное слово, навеянное популярными кинофильмами того времени. Однако окончательное и ставшее легендарным имя «Чайка» предложил Борис Лебедев. На заводе шутили: «Почему "Чайка"? Да потому что над Волгой чайка летает!».
«Чайка» производила фурор на улицах. На фоне устаревшего ЗиС-110 она выглядела настоящим космическим кораблём.
Соперничество с Москвой и мировая слава
Между Горьковским и Московским автозаводами развернулось негласное соревнование за право первым выпустить представительский автомобиль нового поколения. Проект ЗИЛ-111 «Москва» столкнулся с трудностями, и для его спасения даже привлекли горьковского художника Льва Еремеева. Существует гипотеза, что московская машина была создана на основе горьковских наработок. В 1958 году оба прототипа — и ГАЗ-13, и ЗИЛ-111 — с триумфом представили СССР на Всемирной выставке «Экспо-58» в Брюсселе, где «Чайка» завоевала Гран-при.
ГАЗ-13 в советском павильоне на «Экспо-58» в Брюсселе.
Высокая награда — Гран-при выставки.
Несмотря на успех, в советской прессе возникали дискуссии о целесообразности выпуска двух столь роскошных моделей. Некоторые инженеры предлагали делать «Чайку» в двух вариантах — более доступном и люксовом.
Технические инновации и трудности производства
«Чайка» была настоящим технологическим прорывом для советской автопромышленности. Она получила двигатель V8, трёхступенчатую автоматическую коробку передач с гидротрансформатором, гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов. Однако освоение таких сложных агрегатов в серийном производстве давалось с огромным трудом. Завод сталкивался с дефицитом комплектующих и сырья. Например, специальную стальную ленту для пружин гидротрансформатора приходилось «доставать» на Ленинградском сталепрокатном заводе, который официально не брал этот заказ.
Интересно, что двигатель V8 для первых «Чаек» производился на сверхсекретном производстве ГАЗа, где также изготавливались газовые центрифуги для обогащения урана.
Модификации и народная любовь
Помимо базового седана, существовали и другие модификации. Самая известная — фаэтон ГАЗ-13Б с убирающимся тентом. По легенде, он готовился к визиту президента США Дуайта Эйзенхауэра, который так и не состоялся. Всего было выпущено около 15-17 таких кабриолетов.
Фаэтон ГАЗ-13Б — редкая и роскошная модификация.
Формально ЗИЛ начал производство своих машин раньше, но за девять лет выпустил лишь 112 автомобилей ЗИЛ-111. «Чайка» же, выпускавшаяся до 1981 года, разошлась тиражом в 3179 экземпляров, что в 26 раз больше. Именно это обеспечило ей всенародную известность и любовь. Она стала автомобилем не только высшей номенклатуры, но и видных деятелей культуры, науки, а также использовалась в представительских целях за рубежом.
«Чайки» использовались даже для сопровождения кортежа Папы Римского Иоанна Павла II во время его визита в Польшу.
«Чайка» навсегда осталась в народной памяти как один из символов целой эпохи.
ГАЗ-13 «Чайка» — это больше чем автомобиль. Это культурный феномен, символ надежд и противоречий своей эпохи, техническое достижение и предмет законной гордости советского автопрома. Её элегантный силуэт и сегодня узнаваем и любим, а история создания продолжает будоражить воображение.
Источник: АвтоСССР
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Птица высокого полета: как «Чайка» ГАЗ-13 стала легендой советского автопрома.



