Plymouth Barracuda: первый пони-кар, который бросил вызов Mustang и стал легендой

В мире американских пони-каров — доступных спортивных автомобилей — историю пишут победители: Ford Mustang и Chevrolet Camaro. Однако в их тени остался настоящий пионер жанра, автомобиль, который появился раньше всех, — Plymouth Barracuda. Несмотря на то, что в коммерческом противостоянии он уступил «Мустангу», его наследие, мощь и уникальный стиль навсегда вписаны в историю автопрома. Barracuda не просто первый пони-кар, это машина с характером, чья история полна драматичных поворотов.

Начало пути: Chrysler в поисках себя

В начале 60-х Chrysler, оправившись от рецессии, с оптимизмом смотрел в будущее. Компания готовила к выпуску новые полноразмерные модели Plymouth и Dodge 1962 года, а главный дизайнер Вирджил Экснер вложил в них всю свою творческую энергию. Однако ожидания не оправдались.

Модель 1961 года, например, кабриолет Plymouth Fury, не нашла отклика у покупателей. Это был тревожный звонок.

Казалось бы, эпоха была благодатной для смелых дизайнерских решений, но американские автогиганты иногда допускали стратегические промахи. Президент Chrysler Уильям Ньюберг, проработав всего два месяца, совершил роковую ошибку. Поддавшись панике после разговоров о новом компактном Chevrolet II, он приказал срочно «ужать» уже готовые модели, невзирая на возражения Экснера. В итоге Plymouth и Dodge выпустили странные, вытянутые автомобили на базе компактного Valiant, которые публика не оценила.

Chevrolet Chevy II Nova 400 — один из тех самых компактов, из-за которых началась паника.

Ньюберг, поддавшись слухам и неверным прогнозам, заставил инженеров в авральном режиме переработать проекты. Результат был плачевным: машины получились непропорциональными и странными, что сразу же отразилось на продажах. Ответственность за провал возложили на Экснера, а Ньюберга уволили.

Кабриолет Plymouth Sport Fury 1962 года — яркий пример той самой неудачной серии.

Plymouth Savoy 1962 года — ещё один «ощипанный цыплёнок», как называл эти модели сам Экснер.

Рождение иконы: Valiant получает спортивное alter ego

Спасать положение пришлось скромному, но выносливому Plymouth Valiant. Эта «рабочая лошадка» держалась на плаву, но ей не хватало спортивного лоска, чтобы конкурировать с такими моделями, как Ford Falcon Futura. Именно тогда у руководства Plymouth родилась идея создать на базе Valiant эмоциональную, спортивную версию. Так появилась Barracuda.

Седан Plymouth Valiant V-200 1961 года, первое поколение — прародитель Barracuda.

Plymouth Barracuda Sport Coupe — первый взгляд на будущую легенду.

Дебют: быстрее Mustang, но не успешнее

Fastback Barracuda дебютировал 1 апреля 1964 года — на 16 дней раньше Ford Mustang. Ирония судьбы: автомобиль, который должен был шутить, сам стал объектом недоумения. Из-за спешки и ограниченного бюджета он был очень похож на Valiant второго поколения. Главной изюминкой стало огромное панорамное заднее стекло площадью 1,34 м², для производства которого привлекли компанию PPG. Это решение добавило машине около 45 кг, но сделало её уникальной.

Plymouth Barracuda с его знаменитым панорамным стеклом.

Технически первая Barracuda была близка к Valiant: та же подвеска, те же двигатели — скромные «рядные шестёрки» и 4,5-литровый V8 мощностью 182 л.с. В стоке она не могла составить конкуренцию Mustang с его 4,7-литровым V8 на 275 л.с. Однако уже в 1965 году появилась гоночная версия Formula S с доработанным 238-сильным мотором, которая разгонялась до 100 км/ч примерно за 8 секунд.

Plymouth Barracuda Sport Coupe — элегантный, но не слишком мощный в базе.

Провал маркетинга и уроки первого поколения

Несмотря на технический потенциал, продажи первого поколения были катастрофически низкими: 23 443 автомобиля за первый год против 121 538 у Mustang. Виной всему стала абсолютно провальная маркетинговая стратегия. Реклама Barracuda делала акцент не на скорости или стиле, а на... вместительном багажнике и раскладывающемся заднем диване. На фоне чёткого и агрессивного позиционирования Mustang это выглядело растерянно и неубедительно.

Вывод был прост: в сегменте эмоциональных спортивных автомобилей нельзя быть скромным и универсальным. Нужна яркая индивидуальность. Plymouth усвоил этот урок и сразу же начал работу над новой Barracuda.

Второе дыхание: европейский шик и американская мощь

Второе поколение, представленное в конце 1966 года, кардинально отличалось от Valiant. Автомобиль получил изящные, сдержанные линии в европейском стиле, выпускался в кузовах фастбэк, купе и кабриолет. Габариты увеличились, а под капотом началась настоящая гонка вооружений. Базовым остался 3,7-литровый двигатель, но для энтузиастов предлагался огромный 6,3-литровый V8 «383» мощностью 283 л.с.

Plymouth Barracuda Fastback 2-го поколения — уже более самостоятельный и стильный.

Инженерной мудростью такие решения назвать было сложно: тяжёлый большой блок спереди нарушал баланс. Но для Америки 60-х, помешанной на дрэг-рейсинге, главным был только разгон. И здесь Barracuda блистала. В 1968 году на трассы вышла гоночная версия Super Stock Hemi с легендарным 7-литровым двигателем Hemi V8, которая проходила четверть мили менее чем за 11 секунд.

Plymouth Barracuda с жесткой крышей второго поколения.

Plymouth Barracuda Formula S 383 Кабриолет — сочетание роскоши и мощности.

Plymouth Barracuda BO29 Super Stock — специализированное оружие для дрэг-стрипа.

Апогей: третье поколение — хищник в металле

Третье поколение Barracuda, дебютировавшее в 1970 году, стало кульминацией. Дизайнер Джон Ариц придал автомобилю агрессивный, хищный вид, соответствующий его названию (barracuda — рыба-барракуда). Удлинённый более чем на 30 см капот без слов говорил о мощи, скрытой под ним. Платформа, позаимствованная у более крупных моделей, стала основой и для «брата-близнеца» — Dodge Challenger.

Plymouth Barracuda Formula 340-S Fastback — один из вариантов заряженной «Куды».

1970 Plymouth Barracuda — радикальный и запоминающийся дизайн.

Plymouth Hemi 'Cuda 1970 года с характерным воздухозаборником «шейкер» на капоте.

Венцом эволюции стали версии с чудовищными моторами: 7,2-литровый V8 «440 Six Pack» (396 л.с.) и легендарный 7-литровый «Hemi» (431 л.с.). Эти автомобили сегодня — объект поклонения и безумно дорогие коллекционные раритеты. Например, кабриолет Hemi 'Cuda 1971 года с механической коробкой передач был продан за 3,5 миллиона долларов.

Интерьер третьего поколения был традиционно американским — просторным, но не слишком изысканным.

Тот самый кабриолет Plymouth Hemi Cuda 1971 года, ушедший с аукциона за рекордную сумму.

Спецверсии и наследие

Отдельной строкой в истории стоит AAR 'Cuda (All American Racer) 1970 года — гоночная омологированная версия для Trans Am. С её 5,6-литровым V8 и серьёзной доработкой шасси она демонстрировала, что Barracuda может быть не только прямолинейным дрэгстером, но и грозой на треке.

1971 Plymouth Barracuda 440 — мощь в чистом виде.

Plymouth AAR 'Cuda — редкая и желанная версия для истинных ценителей.

Закат легенды

Эпоха Barracuda закончилась в 1974 году. Топливный кризис, ужесточение экологических норм и рост страховых выплатов для мощных автомобилей поставили крест на таких машинах. Даже в лучший год продажи Barracuda третьего поколения (55 499 шт.) были на треть ниже, чем у Mustang. В мире пони-каров выживает сильнейший.

Plymouth Barracuda проиграла рыночную битву, но выиграла битву за сердца. Она навсегда останется первым пони-каром, смелым экспериментом и одним из самых ярких, безбашенных и желанных маслкаров в истории. Её дух, её мощь и её агрессивный силуэт до сих пор будоражат воображение, заставляя сожалеть об ушедшей эпохе.

соус

Длинный пост AutoUSA 7

Обратите внимание: История бренда Mercedes-Benz.

Больше интересных статей здесь: Обзоры.

Источник статьи: 60 лет Plymouth Barracuda. История об автомобиле, который проиграл схватку с Мустангом, но до сих пор снится ему в ночных кошмарах.