Автомобильный рынок России переживает сложную трансформацию после двух лет потрясений. Европейские бренды уступили место китайским, и хотя продажи демонстрируют рост, за цифрами скрываются серьезные структурные проблемы. Аналитик Эдуард Фуллер исследует текущее состояние и будущие тенденции отрасли.
Рост продаж на фоне низкой базы
Статистика показывает увеличение продаж, но важно понимать контекст. Эффект низкой базы, когда сравнивают с кризисным 2022 годом, создает иллюзию бурного восстановления. В 2023 году было реализовано 1,06 миллиона новых легковых автомобилей, что на 69% больше, чем в предыдущем году (687 тыс.). Однако до докризисного уровня 2021 года (1,66 млн) рынок еще не дотягивает.

Иллюстрация: автомобильный салон.

Динамика продаж новых автомобилей в России.
Триумф Lada и китайское наступление
По данным агентства «Автостат», отечественная Lada сохранила лидерство, заняв более 30% рынка. Но главная история — стремительная экспансия китайских брендов, на которые теперь приходится 92% всего импорта. Они уверенно захватывают более половины российского рынка.
Лидером среди иномарок стала Chery с ростом продаж в три раза (до 118,95 тыс. шт.). За ней следуют Haval (рост в 3,3 раза, до 111,7 тыс.) и Geely (рост в 3,5 раза, до 93,55 тыс.). Наиболее впечатляющий скачок продемонстрировал Changan, увеличивший продажи в 18,7 раза — до 47,8 тыс. автомобилей.
Экономика против производства

Фото: сборочный цех АвтоВАЗа.
Высокая ключевая ставка ЦБ, призванная охладить рынок, сделала автокредиты дорогими, что снизило спрос. На складах дилеров и производителей начал накапливаться нереализованный товар. Чтобы стимулировать продажи, компании вынуждены предлагать скидки, которые в среднем достигают 300 тысяч рублей и компенсируют годовой рост цен.
«Содержание автомобилей на складе — дорогое удовольствие. Когда производители понимают, что техника не находит покупателя, они начинают активно сбрасывать цены», — комментирует Алексей Подщеколдин, председатель Ассоциации автодилеров России.
Хотя сборка автомобилей в России в 2023 году выросла на 16% (до 720 тыс. шт.), это не делает производство внутри страны экономически привлекательным. Иностранные инвесторы не спешат вкладываться в строительство новых заводов.
Обратите внимание: Самые продаваемые новые иномарки в России.
«Сегодня импортировать готовый автомобиль дешевле, чем производить его здесь. Стоимость автокомплекта для сборки практически равна стоимости целой машины. В Китае ценность человеческого труда на сборочных линиях минимальна — там набирают популярность «темные заводы», где работают только роботы без отопления и освещения», — объясняет Андрей Ольховский, глава компании «Автодам», выкупившей бывший завод Mercedes.
Эта ситуация подтверждает, что даже дружественные страны не стремятся к глубокой локализации производства в России, предпочитая сохранять добавленную стоимость у себя. Их цель — сбыт готовой продукции, а не развитие российской промышленности, что ярко показал пример ребрендинга китайских моделей в «Москвич».
Что ждет рынок в 2024 году?

Фото: автомобиль Geely.
Эксперты прогнозируют умеренный рост рынка до 1,25 млн автомобилей в 2024 году. Надежды связаны с увеличением выпуска недорогих моделей Lada (до 500 тыс. шт.) и активностью китайских брендов, которые планируют реализовать около 1,2 млн машин. Однако реализовать весь потенциал (до 1,8 млн единиц с учетом складских запасов) будет крайне сложно.
Ключевым фактором станет денежно-кредитная политика ЦБ. Если снижение ключевой ставки начнется не раньше середины года, положительный эффект для авторынка проявится только к осени, что сделает 2024 год сложным для всех сегментов автомобильного бизнеса.
«Если ставки начнут снижать только в июле, реального улучшения спроса стоит ждать не раньше октября. В результате отрасль может понести серьезные убытки», — считает Андрей Ольховский.
Центробанк уже предупредил о длительном периоде жесткой монетарной политики. Следующее решение по ставке, которое задаст тон на ближайшие месяцы, ожидается в середине февраля.
«Вник и Толд» — проект, посвященный анализу экономических и социальных процессов. Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу и Boosty, чтобы поддержать проект подпиской или пожертвованием.
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Авторынок-2024: привозить выгоднее, чем производить в России.

