Современные системы безопасности автомобилей — результат долгого пути эволюции, который длился около столетия. Исследования в области пассивной и активной безопасности были бы невозможны без ключевых участников испытаний — специальных манекенов, которые сегодня представляют собой сложные инженерные устройства.

Истоки: первые жертвы и поиск решений
Первые смертельные случаи в дорожных происшествиях были зафиксированы ещё в XIX веке. В 1869 году погибла Мэри Уорд, сбитая паровозом, а в 1899 году в Нью-Йорке Генри Блисс стал жертвой автомобильной аварии. Когда подобные инциденты участились, власти начали регулировать движение, а производители задумались о безопасности. Однако для тестирования нужны были испытуемые. Мешки с песком не подходили, так как не позволяли оценить реальные травмы, а использовать живых людей было слишком опасно.

Первые "испытатели": трупы и добровольцы
Первые моделирования аварий с пешеходами проводились с использованием человеческих трупов, умерших естественной смертью. Этический вопрос решался аргументом о спасении будущих жизней. Позже в испытаниях даже участвовали живые добровольцы. В 1950-х годах полковник Джон Пол Стэпп и профессор Лоуренс Патрик проверяли на себе воздействие экстремальных перегрузок. Хотя эти опыты дали бесценные данные, их опасность была очевидна.

Для более точной оценки травм пробовали привлекать животных, особенно свиней, чьё анатомическое строение схоже с человеческим. Несмотря на протесты защитников животных, эти испытания помогли, например, внедрить складывающиеся рулевые колонки, которые спасли множество жизней.


Обратите внимание: ТОП 7 Иномарок за 150 тыс. Что купить ВМЕСТО ВАЗА?.
Рождение манекена: от Sierra Sam до Hybrid I
Когда эксперименты на людях и животных достигли этических и технических пределов, на сцену вышли манекены. Первый симулятор человека, Sierra Sam, был создан в 1949 году доктором Сэмюэлем Олдерсоном для авиационной промышленности. Позже, адаптированный для автомобильных краш-тестов, он стал прообразом современных устройств. На его основе были разработаны модели VIP-50 и Sierra Stan, а затем — Hybrid I, объединивший лучшие черты предшественников.

Эти манекены — не просто болванки. Это сложные устройства с функциональными суставами, аналогами позвоночника и множеством датчиков, фиксирующих параметры удара и возможные травмы. Изначально они копировали тело взрослого мужчины, который долгое время считался основной аудиторией автопроизводителей.

Совершенствование: разнообразие и точность
В 1976 году к семейству Hybrid III добавились манекены-женщины и трое детей разного возраста. Это позволило изучать последствия аварий для людей разных габаритов. Hybrid III, хоть и был прорывом, имел ограничения, особенно при боковых ударах и опрокидываниях. Современные модели, такие как THOR и THUMS, — это уже следующая эволюционная ступень, сравнимая по разрыву с переходом от древних гоминид к человеку разумному.

***
Сегодня эволюция тестовых манекенов продолжается. Производители создают симуляторы, представляющие разные группы: беременных женщин, детей, пожилых людей, людей с разным весом. Каждый манекен оснащён высокоточными датчиками, регистрирующими скорость удара, перегрузки, деформации и множество других параметров. Именно на основе этих данных непрерывно развиваются технологии, делающие наши поездки безопаснее.
Полезные исследованияУченыйНаукаТранспортВодитель автомобиляИзобретениеИнновацияАвтомобильные краш-тестыТехнологияНесчастные случаиОпасностиОпасноВождениеБезопасностьЖизньВодитель МанекенАварияДлинный пост 2
Больше интересных статей здесь: Обзоры.
Источник статьи: Гибнут вместо людей: манекены для краш-тестов.


